Французы испытали уменьшающее шум хвостовое оперение


Французская компания Dassault Aviation провела первые испытания U-образного хвостового оперения для перспективного бизнес-джета LSBJ

Французская компания Dassault Aviation провела первые испытания U-образного хвостового оперения для перспективного бизнес-джета LSBJ, пишет Aviation Week. Такое хвостовое оперение способно существенно снижать воспринимаемый шум турбовентиляторных двигателей самолета, уменьшая тем самым общую шумность летательного аппарата.

Современные города постепенно разрастаются, в результате чего некоторые из существующих сегодня аэропортов могут оказаться поблизости от жилых кварталов, повышая акустическое загрязнение. Решить эту проблему можно было бы переносом аэропорта за городскую черту, однако этот способ дорог и неудобен, поскольку увеличивает время, проводимое пассажирам в пути от дома до самолета.

Другим способом решения проблемы шумности аэропортов является снижение шума самих самолетов. Разработкой технологий снижения шумности летательных аппаратов сегодня занимаются несколько компаний в мире. Например, в начале ноября Агентство аэрокосмических исследований Японии испытало специальные накладки на стойки шасси и закрылки, снижающие их аэродинамический шум.

Новое U-образное хвостовое оперение, разрабатываемое Dassault Aviation, способно снижать шумность самолета, отражая шум его двигателей. Такое оперение имеет горизонтальную часть нормальной стреловидности и отходящие вверх от его законцовок несколько наклоненные в стороны кили. Во фронтальной проекции очертания такого оперения напоминают букву U.

На бизнес-джете LSBJ, для которого и создается новое хвостовое оперение, двигатели будут установлены ближе к хвостовой части таким образом, чтобы их сопла находились выше плоскости горизонтальной части оперения. Таким образом звуковые колебания от двигателей будут отражаться вверх от горизонтальной и вертикальных частей оперения. Таким образом шум достигнет меньшего числа людей на земле.

Точные показатели снижения воспринимаемого шума новым хвостовым оперением пока не раскрываются. Воспринимаемым уровнем шума называется интенсивность шума, воспринимаемая человеческим ухом, а не специальными приборами. Он выражается в децибеллах. Расчет воспринимаемого уровня шума производится с учетом состава излучаемого шума, его дискретных составляющих и продолжительности.

В перспективном бизнес-джете LSBJ будут использоваться еще несколько технологий, которые, в том числе, позволят и снизить шумность самолета. В частности, его оборудуют ламинарным крылом с малым углом стреловидности. Это будет гладкое крыло с узким профилем, обеспечивающее ламинарное обтекание воздушного потока.

В Dassault Aviation утверждают, что благодаря ламинарному крылу, U-образному хвостовому оперению и новым турбовентиляторным двигателям LSBJ будет на 32-34 процента экономичнее современного серийного бизнес-джета Falcon 2000.

В октябре текущего года французская компания Onera, участвующая в проекте LSBJ, представила проект электрического самолета Ampere. Проект самолета предполагает размещение 16-20 электровентиляторов на передних кромках консолей крыла. В компании полагают, что использование электрической тяги и большого числа небольших электровентиляторов позволит сделать самолет относительно тихим.

Источник: N+1