Российские перспективы Citation


На вопросы BizavWeek отвечает руководитель проекта ИстЮнион ASR Cessna Aircraft Company Елена Жданова
Совсем недавно компания Cessna Aircraft объявила о назначении одного из крупнейших российских операторов бизнес-авиации, компании ИстЮнион, своим официальным представителем по продажам реактивных самолетов Cessna Citation на территории России и стран СНГ. Сегодня на вопросы еженедельника BizavWeek любезно согласилась ответить руководитель проекта ИстЮнион ASR Cessna Aircraft Company Елена Жданова.

Елена, безусловно, брэнд Cessna в целом и Citation в частности, один из самых узнаваемых в мире. Но реалии отечественного рынка бизнес-перевозок таковы, что российские заказчики все чаще отдают свои предпочтения самолетам суперсреднего и ультрадальнего класса. Какие маркетинговые механизмы, по вашему мнению, необходимо запустить в первую очередь для того, чтобы семейство Citation хорошо себя «чувствовало» на отечественном рынке?

Как мне кажется, начинать нужно с популяризации бренда Cessna в России. Дословно и грубо, Cessna Citation – ДОСААФ отечественной бизнес-авиации. Большинство отдают предпочтение не столько самолетам суперсреднего и ультрадальнего класса, сколько большому красивому бизнес-джету. На практике большая редкость, когда подобного типа самолеты используются с максимальной эффективностью, ради которой они изначально создавались. Я имею в виду такие показатели, как пассажировместимость/максимальная продолжительность беспосадочного перелета. На практике все-таки самыми востребованными являются направления: Европа, реже региональная Россия. Причем редко когда количество пассажиров на борту превышает 4 человек. Более того, нынешние владельцы «суперджетов» уже учатся считать деньги, а преимущества ценовой политики эксплуатации Cessna Citation – неоспоримы. Безусловно, это самый экономичный бизнес-джет.

Таким образом, для того чтобы создать и укрепить стабильный рост продаж надежного, недорого и функционального бизнес-джета, необходимо задействовать следующие маркетинговые механизмы: безусловно, реклама (та самая, что двигатель прогресса); презентации бизнес-джетов, то есть личное знакомство – посмотреть/потрогать, особенно в регионах, где далеко не у каждого потенциального покупателя есть возможность специально посетить какую-либо профессиональную выставку деловой авиации и на статике посмотреть самолет; выполнение демполетов (все-таки лучше один раз попробовать) и, безусловно, сотрудничество со  СМИ с целью ведения не только и не столько рекламной, сколько научно-просветительской деятельности: фото/видео репортажи с производства/технических центров, интервью с топ-менеджментом компании и узкими специалистами, доходчиво и аргументированно объясняющими очевидные преимущества владения. Cessna Citation – это бизнес-джет, который изначально создавался не для самолюбования, а для выполнения конкретных бизнес-нужд делового человека, ограниченного во времени и требующего частого перемещения. Это надежная, самая недорогая из существующих, рабочая лошадка. Как Toyota среди автомобилей.

При разработке собственного бизнес-плана учитывался ли опыт вашего предшественника – компании JetAlliance Vostok, которая также пыталась наладить продажи Citation, но, увы, потерпела полное фиаско?

Безусловно, учитывался, но в гораздо большей степени мы опираемся не на чей-то печальный, а на собственный позитивный опыт продажи воздушных судов. Ни для кого не секрет, что основной флот компании ИстЮнион состоит из 10 бизнес-джетов, из которых 9 - Gulfstream. Это самый крупный оператор Gulfstream  в России. Конечно, данный самолет чрезвычайно популярен благодаря своей активной маркетинговой политике и, в конце концов, это уже состоявшийся бренд. Но главная составляющая успеха - в индивидуальном и персональном подходе к каждому клиенту. Мы не рейсовый автобус, мы – качественное такси. Мы хотим и можем аргументированно объяснить, почему именно Cessna Citation нужна целевому потенциальному покупателю. А он в России, безусловно, есть.

Елена, какова, по Вашему мнению, емкость отечественного рынка для Cessna Citation в настоящий момент? Какие конкурентные преимущества по сравнению с «одноклассниками» Вы бы отметили?

Я считаю, что при правильной маркетинговой политике, поддержке авиапроизводителя, местных авиационных властей и развитии программ поддержки малой авиации в общем и региональных перевозок в частности (я имею в виду востребованность авиа такси деловой авиации в трудно сообщающихся между собой регионах или даже внутри одного региона, но традиционно пользующихся спросом у частных клиентов) должно прогнозировать емкость не менее 10 самолетов в год. Конечно, это уже при условии наличия всех необходимых материально-технических и административных возможностей максимально эффективного не только частного, но и коммерческого использования самолетов Cessna Citation.

Будет ли ИстЮнион предлагать своим клиентам финансовое и юридическое сопровождение сделок купли-продажи? Разработаны ли в компании механизмы финансирования для будущих клиентов?

Конечно, опыт и профессионализм компании ИстЮнион, а также наработанные годами связи с юридическими и финансовыми учреждениями, авиационными властями, нормами и правилами самых востребованных для регистрации воздушных судов стран  позволяют ИстЮнион предлагать своим клиентам полное сопровождение сделки под ключ. Начиная с этапа выбора модели самолета, идеально удовлетворяющей именно Ваши профессиональные и личные нужды, и заканчивая не поставкой воздушных судов в аэропорт базирования, а экономически эффективной и оптимальной эксплуатацией воздушных судов. Мы берем на себя решение абсолютно всех вопросов, связанных с приобретением, регистрацией, эксплуатацией и обслуживанием бизнес-джета. Владелец получает от процесса исключительно удовольствие.


Залог успеха любого производителя на зарубежном рынке – это хорошо налаженная система технического обслуживания и ремонта самолетов. Планирует ли ИстЮнион, самостоятельно или в партнерстве с Cessna, реализовывать проекты по строительству центра ТОиР для Citation? Или же те производственные мощности, которые в настоящее время есть в России, достаточны?

Это, на мой взгляд, один из ключевых моментов эксплуатации воздушных судов. У компании Cessna Aircraft Company самая развитая сеть технических центров по обслуживанию Citation. Собственные центры располагаются по всему миру, преимущественно, конечно, в США, Азии и Европе.

На данный момент в реестре РФ моделей Cessna Citation – единицы. К сожалению, владельцы частных самолетов предпочитают иностранную регистрацию, но это беда не авиапроизводителя, а российского авиационного законодательства. Таким образом, острой необходимости в сертификации иностранного центра Cessna (Европа довольна удобна для обслуживания бизнес-джетов, базирующихся в центральной части России, или Азия для Дальнего Востока) сейчас нет, все подготовительные мероприятия по реализации проекта по ТОиР Cessna Citation проведены, и достигнута договоренность с одним из существующих полноценно функционирующих российских центров по ТОиР. Так что, в случае появления реальной необходимости, проблем здесь не будет. Та же ситуация и с одним из самых территориально удобно расположенных центров по ТОиР Cessna Citation Dusseldorf. Сертифицировать его для обслуживания Cessna Citation, находящихся в RA-регистрации, можно в кратчайшие сроки.

Немного подробнее о самой процедуре заказа воздушного судна.

Сама процедура заказа воздушного судна начинается непосредственно с выбора модели и путей финансирования данного приобретения. Мы предоставляем потенциальному клиенту исчерпывающую информацию о приобретаемом бизнес-джете, его характеристиках и экономическое обоснование расходов на его содержание. В процессе выбора модели клиент может ощутить все прелести полета в процессе выполнения демо-рейса. После выбора самолета, его конфигурации и дополнительных опций, деталей интерьера и финансового института, обеспечивающего сделку, подписывается предварительный договор купли-продажи, оговариваются сроки поставки и вносится предварительный платеж. Как уже говорилось выше, решение всех необходимых вопросов и формальностей в рамках данной сделки становятся приятной обязанностью регионального представителя по продажам реактивных самолетов Cessna Citation, то есть компании ИстЮнион.

P.S.
Компания «ИстЮнион» была основана в 2005 году и благодаря высокому уровню сервиса и широкому спектру оказываемых услуг уже вскоре приобрела статус одной из ведущих компаний деловой авиации на российском рынке. История компании началась с ее участия в организации чартерных рейсов, но уже вскоре стало понятно, что бизнес-авиация в России развивается в новую высокотехнологичную отрасль гражданской авиации. В 2008 году компания «ИстЮнион» получила право на управление частным воздушным судном Gulfstream G450, одновременно с этим развивая такие направления деятельности, как наземное обслуживание в аэропортах Московского авиаузла и авиационный консалтинг. В настоящее время компания «Ист-Юнион» обладает сертификатом Росавиации на организационное обеспечение полетов, имеет в своем составе более 150 квалифицированных сотрудников, в том числе обученный и сертифицированный летный и инженерный состав. Компания управляет десятью самолетами (девять самолетов Gulfstream и один ACJ318) и продолжает динамично развиваться. Под управлением и контролем компании находится собственный ангар, расположенный в шаговой доступности от КПП и международного терминала, рядом с технической базой терминала «Внуково-3».