Ми-34 — альтернатива «Робинсону»?

Основной задачей программы Ми-34 является восстановление серийного производства вертолета и одновременное проведение его модернизации в соответствии с конъюнктурой современного рынка.

В декабре 2007 г. отметил 60-летний юбилей Московский вертолетный завод им М. Л. Миля (МВЗ). На пресс-конференции, посвященной этому событию, генеральный директор МВЗ Андрей Шибитов, возглавляющий также холдинг ОАО «Вертолеты России», и генеральный конструктор МВЗ Алексей Самусенко рассказали о перспективных разработках и планах по модернизации существующих моделей вертолетов марки «Ми». В том числе они сообщили о возобновлении программы Ми-34.

Андрей Шибитов:

— Сегодня мы конкурируем с компаниями-производителями вертолетов из Северной Америки и Европы уже не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. И один из наших ответов на экспансию иностранных поставщиков вертолетов в Россию — обновленный коммерческий вариант Ми-34. Мы основательно пересмотрели концепцию машины, серьезно отнеслись, прежде всего, к замене двигателя, а также пересмотру всех требований к интерьеру, к экстерьеру, составу оборудования и вспомогательных систем. Когда вертолет появится — это будет по своим параметрам неузнаваемая машина. Принимая такие меры, мы предполагаем не просто сохранить наш внутренний рынок в классе вертолетов R-44, но и вывести Ми-34 на экспорт.

Пока эта программа финансируется из собственных средств. Но в настоящее время мы оформляем инвестиционный кредит с ОАО «Оборонпромлизинг» — компанией нашего холдинга. Думаю, что уже в начале 2008 г. мы завершим подготовку документов, и программа Ми34 получит конкретный источник финансирования.

Алексей Самусенко:

— Также эта машина включена в подпрограмму ФЦП по малой авиации.

Напомню, что разработка Ми-34 началась в восьмидесятые годы по заданию Минобороны СССР для организаций ДОСААФ. Предполагалось, что основным предназначением вертолета станут первоначальное обучение летчиков и полеты сборной команды по вертолетному спорту с выполнением фигур высшего пилотажа. Поэтому Ми-34 в своем классе единственный вертолет в мире, который держит на маневре перегрузку 3g и выполняет фигуры пилотажа, включая «петлю Нестерова».

Однако у этой машины не было основных привлекательных черт для коммерческого использования, таких как ресурс, грузоподъемность, потолок, дальность полета, комфорт… Поэтому модернизация Ми-34 связана с совершенствованием этих характеристик.

Во-первых, мы поменяем мотор на более мощный и экономичный — отечественный двигатель внутреннего сгорания М-9В. Дальность полета увеличится до 450–500 км. Полагаем, это хорошая дальность, потому что в России мы рассчитываем, прежде всего, на покупателей, занимающихся бизнесом, которым вертолет нужен как «рабочая лошадка» для бизнес-процессов. Уверен, что Ми-34 станет более конкурентоспособным по сравнению с импортными Robinson R-44 и R-22.

Следующий момент — это шум. Наш вертолет по внешним шумовым параметрам соответствует всем международным требованиям. Но чтобы летать комфортно, надо уменьшить шум внутри кабины, что также требует конструкторского вмешательства.

И, собственно, интерьер. Он будет создан в лучших традициях современной автомобильной промышленности. К тому же, у российских вертолетов имеются хорошие примеры — VIP-салоны Ми-8. Для повышения удобства в кабине при длительных перелетах будет изготовлен более просторный вариант компоновки, рассчитанный на трех пассажиров и пилота. Полагаем, что Ми34 с такими техническими параметрами получит свое место на рынке.

Существует еще ряд критериев, которые очень важны для каждого покупателя. И конечно, первый в отношении привлекательности — цена. По цене Ми-34 будет сравним с R-44 или даже дешевле. И здесь я должен обратить внимание на следующее обстоятельство: вертолеты R-44 и R-22 работают в нашей стране в определенных «парниковых условиях». Они не летают в метеоусловиях средней сложности, а полеты в условиях обледенения вообще исключены, и т.д. Но для российских вертолетчиков это вполне обычная ситуация. Кроме того, в эксплуатации вертолетов R-44 и R-22 есть вопрос с наличием подходящего бензина — пока горючее для них привозят из Финляндии. Поэтому Robinson скорее рассчитан на людей, имеющих солидный достаток и использующих этот вертолет большей частью для развлечений, чем в коммерческих целях.

Для придания коммерческой привлекательности Ми-34, дальнейшим развитием программы станет создание на его базе легкого вертолета с газотурбинным двигателем. И это тоже весьма широкое «поле», на котором Россия пока не присутствует. Прорабатываются модификации Ми-34А с силовой установкой ГТД украинской разработки АИ-450 и французским Arrius-Mi2.

 

В соответствии с программой возобновления работ по Ми-34, опытное производство ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» в сентябре 2007 г. привело в летное состояние принадлежащий предприятию вертолет Ми-34С из серии машин, построенных ранее Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина (ААК «Прогресс»).

10 декабря 2007 г. заслуженный летчик-испытатель России С. А. Барков впервые поднял в воздух восстановленную машину. «Подъем в воздух вертолета состоялся накануне 60-летнего юбилея ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля, — заявил генеральный директор ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Андрей Шибитов. — Это приятный подарок всему трудовому коллективу нашего предприятия». Восстановленный опытный экземпляр Ми-34С будет использоваться для отработки и внедрения элементов модернизации вертолета, демонстрации потенциальным заказчикам, отработки летным составом навыков пилотирования, а также для проведения испытаний по расширению летно-технических возможностей вертолета. Вскоре с целью ускорения и расширения работ по программе Ми-34 к первому опытному экземпляру присоединится второй опытный вертолет из новой партии машин, сборка которых завершается на ААК «Прогресс».

Основной задачей программы Ми-34 является восстановление серийного производства вертолета и одновременное проведение его модернизации в соответствии с конъюнктурой современного рынка. Преобразование вертолета в многоцелевую машину позволит существенно увеличить сроки службы Ми-34, в частности, обеспечить межремонтный ресурс до 1200–1500 часов. За счет замены оборудования будет достигнуто снижение массы конструкции и стоимости всей машины. Ми-34 обладает всеми необходимыми параметрами для многоцелевого применения: перевозки людей и грузов, обучения и переподготовки пилотов, выполнения поисково-спасательных операций, воздушного наблюдения и патрулирования, обслуживания VIP-пассажиров и т.д. Вертолет Ми-34С в 1995 г. прошел сертификацию типа по отечественным нормам летной годности.

Источник: AeroJetStyle