Самые дорогие самолёты мира и их владельцы.

Борт №1, самолёт первого лица государства, является символом страны наряду с гербом, гимном и дензнаками. Как правило, государства не скупятся на постройку по-настоящему комфортных и роскошных воздушных судов.

Борт №1, самолёт первого лица государства, является символом страны наряду с гербом, гимном и дензнаками. Как правило, государства не скупятся на постройку по-настоящему комфортных и роскошных воздушных судов.

Самолёт-музей

Самолет Президента Владимира Путина Ил-96-300 ПУ – был доработан английской компанией Diamonite Aircraft Furnishings. Доподлинно узнать обо всех доработках непросто, поэтому приходится руководствоваться отрывочными сведениями из различных источников. Известно, что в отделке использована канадская сосна и нержавеющая сталь. Интересно, что все детали интерьера самолёта созданы в родном отечестве. Салон российского борта №1 напоминает музей: он украшен историческими гравюрами, написанными по шелку мастерами Павловского Посада, а мебель создана на совместном российско-бельгийском предприятии. Самолет оснащен двигателями ПС-90А, построенными в Перми, и обеспечивающими дальность беспосадочного перелета порядка 14000 километров, а так же системами специальной связи, и может быть задействован как командный пункт Верховного Главнокомандующего. Тюнинг самолета обошелся российским налогоплательщикам в $17 миллионов. До постройки лайнера Владимир Путин перемещался по миру на Ил-96, который перешел ему по наследству от его предшественника на президентском кресле Бориса Ельцина. Стоимость самолета Бориса Николаевича составляет порядка 300 миллионов долларов, при этом на отделку салона ушло около $40 миллионов – работы велись по эскизам Ильи Глазунова в Швейцарии. Лайнер располагает двумя спальнями, комнатой отдыха, спортивным залом, конференц-залом и даже душевой. На данный момент, это резервный борт президента.

Абрамович VS Буш

Впрочем, это не самые дорогие лайнеры наших соотечественников. Так, Boeing 767-300 Романа Абрамовича оценивается в сумму от $500 миллионов до $1 миллиарда. Салон самолета отделан красным и ореховым деревом, украшен золотом, оборудован всеми необходимыми системами безопасности и связи. Работы над переделкой салона велись в Швейцарии.

Говорят, что выбирая лайнер, губернатор Чукотки ориентировался на борт американских президентов, которые, как известно, летают со времен Джона Кеннеди как раз на Boeing-747. Boeing 747-200B Джорджа Буша способен пролететь без посадок порядка 12000 километров, и, кроме того, оборудован системой дозаправки в воздухе – то есть, фактически, обладает возможностью провести в воздухе неограниченное время. Общая площадь самолета – порядка 1220 квадратных метров: он способен с комфортом принять 23 человека персонала и до 70 пассажиров. Это один из самых больших в мире правительственных самолетов. В салоне есть даже зона для представителей масс-медиа, а так же конференц-зал, рабочие кабинеты и зоны отдыха для президента и его супруги, медицинский центр и даже беговой тренажер. 19 телевизоров, 85 телефонных аппаратов, две кухни, каждая из которых способна обслужить 50 человек, устройства радиоэлектронной борьбы и противоракетной обороны, система электромагнитной защиты на случай ядерной атаки удачно дополняют компоновку президентского самолета. Тюнинг двух президентских Boeing в начале девяностых стоило налогоплательщикам Соединенных Штатов порядка $650 миллионов.

Самый драгоценный борт

Один из самых известных и самых роскошных самолётов первых лиц мира – это Boeing Хассанала Болкиаха, султана государства Бруней-Даруссалам. Это небольшая страна, расположенная на острове Калимантан и граничащая с Малайзией. Отделка салона этого самолета может дать фору самым изысканным и роскошным проектам в мире представительской авиации. Султан – один из самых богатых людей на планете, и, к тому же, страстный коллекционер редких автомобилей. Поэтому и в салоне его самолета чувствуешь себя как в роскошном лимузине. Дорогие породы дерева и изумительной выделки кожа сочетаются с традиционными восточными коврами ручной работы и мягким точечным освещением. Сантехнические приборы выполнены из чистого золота, а отсеки обильно украшены зеркалами, что визуально увеличивает и без того немаленький объем салона. Такому комфорту могут позавидовать лучшие отели мира. Эксперты говорят, что султанский Boeing стоит не менее $1 миллиарда.

Иногда, потребность в роскошном самолете для президента так велика, что это по-настоящему сильно отражается на жителях страны.

Так, в 2002 году южно-африканское государство Свазиленд приобрело для короля Мсвати Третьего роскошный самолёт стоимостью порядка 170 миллионов фунтов, при том, что в государстве 230 000 жителей страдают от голода. Приобретение едва не привело к революции: парламент призвал к отправке в отставку премьер-министра страны Сибусио Дламини, допустившего такие расходы. Сумма, выплаченная за самолет, в 5 раз превысила национальный долг. Премьер-министр, в свою очередь, заявил, что лайнер необходим Мсвати Третьему, чтобы способствовать привлечению в страну иностранных инвестиций и оказывать Свазиленду помощь на международном уровне.

Борты славянских братьев

Конечно, роскошные борты могут позволить себя исключительно богатые государства. Однако и те страны, коим не повезло с полезными ископаемыми, пытаются выглядеть на уровне. Так, Виктор Ющенко, не дождавшись даже первой годовщины инаугурации, определил замену борта №1 Украины: российский Ил-62 было решено заменить самолетом украинского производства. Новым лайнером президента стал Ан-74ТК-300VIP, сравнительно недорогой в базовой комплектации самолет (его стоимость составляет порядка $12-15 миллионов). Он может перевезти 24 пассажира на расстояние до 5000 километров со скоростью до 725 км\ч на высоте до 11 километров. Сравнительно небольшое расстояние перелета компенсируется великолепным уровнем комфорта. Особые указания дизайнерам при отделке самолета давала супруга президента Екатерина Чумаченко. В интерьере салона преобладают светлые тона. Металлические части сделаны из 18-каратного золота, а облицовочные панели – из легких композитов, покрытых шпоном красного дерева, и украшенных янтарными инкрустациями. В президентской комнате – светлые кожаные кресла, аудио и видео-аппаратура, бар. Кроме того, у главы государства есть собственные кухня, санузел, ну и, конечно, рабочий кабинет. А еще в салоне расположен отдельный отсек для лиц сопровождения, с широкими креслами, расположенными в 80 сантиметрах друг от друга. Кроме того, самолет имеет раскладывающийся трап, на случай посадки на плохо оснащенный аэродром. Кстати, лайнер уже приглянулся принцу королевства Иордании Фейсалу Бин Аль Хусейну и крон-принцу Дубаи Мохаммеду Бин Рашиду Аль Мактуми. Не исключено, что «Ан» станет бортом №1 и в этих странах.

Другой сосед России, президент Лукашенко, несмотря на антиамериканскую риторику летает на Boeing-737 Business Jet. Самолет был приобретен в конце прошлого года, и пилоты авиакомпании «Белавиа» проходили в Сиэтле специальную стажировку в управлении этой машиной. Как и полагается борту №1, Boeing имеет высокий уровень комфорта, абсолютную звукоизоляцию, систему слежения за воздушными объектами. Без дозаправки самолет способен совершать перелеты на расстояние до 14 тысяч километров.

Борты национальной безопасности

В самом ближайшем будущем крылатую обнову получит и британский премьер-министр Тони Блэр. Его 36-летний DC8 едва не разбился при взлете, после чего было принято решение о приобретении самолета Airbus 319 Corporate Jet. Аэробус способен совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 10 тысяч километров. Это достаточно, чтобы совершить беспосадочный перелет по маршруту Великобритания – США. С комфортом на борту воздушного судна могут работать до 29 человек, тем более, что все необходимое уже установлено – компьютеры, принтеры, факсы, кресла с подставками для ног и комфортные диванчики. Кстати, упомянутая выше внештатная ситуация, застигшая британского премьера – не исключение в мире первых лиц. Плохой опыт, связанный с пилотированием самолета, есть, например, у президента Гондураса Риккардо Мадуро. Его самолет Cessna, на борту которого летели президент и его дочь, упал в Карибское море после отказа двигателя. Авария произошла неподалеку от города Тела, к северу от столицы страны – Тегусигальпы. Важных пассажиров спасли, но, тем не менее, президент Мадуро был вынужден провести некоторое время в больнице.

Самолет «от Кутюр»

Конечно, такие самолеты – это абсолютно уникальные произведения искусства, и тем более приятно, когда в их постройке на стадии разработки дизайна салона участвуют специалисты высокого класса. Не так давно дом моды Versace заключил соглашение с производителем частных самолетов TAG. Вполне вероятно, что в самое ближайшее время мы увидим целую серию воздушных лайнеров, интерьер которых будет разработан ведущими дизайнерами этого бренда. Дизайн самолетов будет соответствовать стилю коллекции Versace Home, созданной по принципу: максимальный комфорт, престиж, роскошь и еще раз роскошь. Результаты работы Versace можно будет увидеть на ближайшем авиасалоне в Фарнборо, в июле этого года. Вполне возможно, что дизайнеры именитого бренда получат заказ от первых лиц каких-нибудь небольших государств. Ведь кроме безопасности и комплексного технического оснащения «первых бортов государства», роскошь и комфорт всё так же остаются важнейшими факторами для любого президентского самолета.

Источник: "Бизнес авиация"