Ранее во Внуково ни президент, ни премьер на вертолетах не летали, но для Шереметьево, по мнению экспертов, это станет наиболее правильным решением, позволяющим избежать коллапса на Ленинградском шоссе.
Первые лица государства смогут на вертолетах добираться в аэропорт Шереметьево, куда временно переносят все правительственные рейсы. Ранее во Внуково ни президент, ни премьер на вертолетах не летали, но для Шереметьево, по мнению экспертов, это станет наиболее правильным решением, позволяющим избежать коллапса на Ленинградском шоссе. В то же время правительственных чиновников уровня министра и вице-премьера доставлять на вертолетах в Шереметьево не планируется. Впрочем, неясным остается то, где в центре Москвы найдутся необходимые вертолетные площадки.
Официальный представитель Шереметьево Роман Генис сообщил GZT.RU, что руководство аэропорта рассматривает возможность приема вертолетов первых лиц. Другие комментарии он предоставить отказался, попросив перезвонить позднее. Пресс-секретарь аэропорта Внуково Сергей Подольский сообщил, что на его памяти не было случаев, чтобы первых лиц государства доставляли во Внуково на вертолетах.
Осенью 2010 года, когда стало известно о предстоящем переводе правительственных рейсов в Шереметьево, эксперты предупреждали, что это может осложнить и без того непростую транспортную ситуацию на Ленинградском проспекте, поскольку проезд делегаций в аэропорт неизбежно приведет к перекрытию магистрали. Кроме того, трудности прогнозировали и в связи с загруженностью самого Шереметьево. Вылеты спецрейсов оттуда вызовут необходимость закрытия неба для обычных пассажирских самолетов. Эксперты считают, что более правильным было бы перевести правительственные рейсы в один из военных аэродромов, расположенных вокруг Москвы.
«Шереметьево», безусловно, столкнется с перегруженностью: при росте числа авиакомпаний будут вводиться ограничения на вылет и прилет на время приема и отправки рейсов специально-летного авиаотряда «Россия», обслуживающего высших должностных лиц, отметил в интервью BFM.ru генеральный директор авиакомпании Jetalliance East (СП «Аэрофлота» и австрийского Jetalliance Holding) Игорь Чунихин.
«Серьезных альтернатив для «Шереметьево» нет: чартерные рейсы, скорее всего, уйдут в «Домодедово», а деловая авиация перейдет в «Шереметьево». Или, по крайней мере, более активно будет с ним работать. «Шереметьево» в последнее время активно работает над улучшением условий для деловой авиации. Если перевозчикам понравятся условия, то некоторые могут решить остаться в «Шереметьево» и после окончания реконструкции «Внуково», — сказал глава Jetalliance East.
Организация перелетов первых лиц в Шереметьево на вертолетах позволила бы решить проблему с Ленинградкой. Однако эксперты разошлись во мнениях об осуществимости этой идеи.
Военный эксперт Владислав Шурыгин в интервью «Русской службы новостей» выказал мнение, что полеты чиновников на вертолетах в ближайшее время невозможны. По его словам, это связано с небольшим количеством вертолетных площадок в центре Москвы, недостатком современных и надежных вертолетов, способных летать внутри территории Москвы, и отсутствием подготовленных летчиков. Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что перелеты первых лиц государства на вертолетах требуют особой системы безопасности, потому что «сбить вертолет в городе, когда он идет на не очень большой высоте, не сложно».
Однако председатель правления Национальной ассоциации деловой авиации России Леонид Кошелев заявил в прямом эфире РСН, что препятствий для полётов чиновников на вертолётах над Москвой нет.
«В правительственном отряде есть топ-квалифицированные летчики и прекрасные вертолёты Ми-8, которые сегодня летают безопасно над Москвой, в том числе. И там продуманы все необходимые меры безопасности. На самом деле, проблем я здесь больших не вижу, – отметил он. – Количество вертолётных площадок не позволяет передвигаться в черте города. Площадка может служить только для того, чтобы улететь из Москвы или прилететь в неё».
Л.Кошелев рассказал, что в настоящее время высшие чиновники государства совершают над Москвой вертолётные перелеты, но это нечастая практика.
С ним согласен глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. GZT.RU он сказал, что все условия для доставки первых лиц государства в аэропорт на вертолетах есть. Но сделал ремарку: «Вообще надо аэроэкспрессом ездить, как все нормальные люди делают уже много лет. Ситуация на Ленинградском шоссе плохая: лучше она не будет, хуже— уже некуда. Многие люди годами на Ленинградке не бывали, и правильно делают».
Главный редактор сайта avia.ru Роман Гусаров также считает, что организовать доставку первых лиц в Шереметьево на вертолетах вполне реально. Никаких специальных технологических решений, по словам эксперта, это не потребует.
«Возможность сажать вертолеты в районе Кремля и Белого дома есть,— пояснил Гусаров.— Что касается необходимости „закрывать“ небо над Москвой на время полета первого лица, то небо над Москвой сегодня и так фактически является закрытым. Поскольку в городе расположено много стратегических объектов всякого рода, то непосредственно внутри границ Москвы летают только вертолеты специальных служб— МЧС и МВД. И полеты над Москвой единичны. Думаю, что это не вызовет никаких проблем».
«На мой взгляд, это самое правильное и разумное решение в данной ситуации,— пояснил эксперт.— Транспортная ситуация на Ленинградском шоссе, мягко говоря, не обнадеживает. В случае необходимости доставки первых лиц в аэропорт его перекрытие фактически приведет к полной парализации половины Москвы, что совершенно недопустимо и даже непонятно, как это можно организовать на данной магистрали».
С предложением построить дополнительные вертолетные площадки в Москве выступал глава МЧС России Сергей Шойгу сразу после терактов в московском метро. Это, по его словам, позволило бы оперативнее направлять пострадавших с разными травмами в клиники.
В августе 2010 года появилась информация о том, что столичные власти разрабатывают схему размещения вертолетных площадок в городе. По неофициальной информации, вертолетные площадки должны появиться при медицинских центрах, вблизи транспортных магистралей, где часто происходят дорожно-транспортные происшествия, и в составе крупных общественных центров. В частности, сообщалось, что площадки построят на пересечении Звенигородского шоссе и МКАДа и на территории «Москва-Сити».
Несколько лет назад СМИ сообщали о возможности строительства вертолетной площадки на территории Кремля. В 2003 году были проведены испытания, показавшие, что посадка вертолета на Ивановской площади в Кремле возможна. Однако вертолетная площадка там так и не появилась. Как заявил в 2007 году управделами президента Владимир Кожин, этот вопрос больше не рассматривается— помимо того, что Кремль является памятником ЮНЕСКО, там, по словам Кожина, для этого нет инфраструктуры, места для посадки.