Кто чуть не «угробил» Learjet 85?


Найдены виновники задержки программы новейшего бизнес-джета Bombardier

На телеконференции в четверг, 21 февраля 2013 г., президент Bombardier Inc. Пьер Бодуан заявил, что новейший бизнес-джет Learjet 85 не удастся, как планировалось ранее, ввести в строй к концу этого года. Задержка будет составлять как минимум шесть месяцев, и в настоящее время планируется начать поставки к середине 2014 года. Однако даже пересмотренный график программы Learjet 85, по словам экспертов, является очень «агрессивным».

Макет Learjet 85 побывал на многих выставках

По словам авиационного аналитика Брайана Фоли, желание Bombardier вывести на рынок Learjet 85 в следующем году вполне выполнимо. Однако эксперт уточняет, что у этого самолета совершенно новый дизайн, и он до сих пор еще не летал. «Такие заявления со стороны производителя потребуют «агрессивного» графика. Например, другие новые бизнес-джеты, которые построены с чистого листа, обычно проходят путь в один-два года между первым полетом и сертификацией», - добавляет он.

По словам Фоли, у Cessnа Citation Mustang заняло около 19 месяцев от первого полета в апреле 2005 года до поставки в ноябре 2006 года, Embraer Phenom 100 также тестировался около 17 месяцев, с июля 2007 года по декабрь 2008 года, а Gulfstream Aerospace занималась G650 с ноября 2009 года по декабрь 2012 года - хотя в этой программе была катастрофа, которая  задержала более чем на 2 месяца летные испытания.

Однако сейчас задержки при разработке новых самолетов не редкость.  Даже у вышедших на рынок самолетов часто встречаются проблемы – примером могут служить Boeing 787 Dreamliner, Airbus A380, Sukhoi SuperJet 100. В сегменте бизнес-авиации будущий конкурент Learjet 85 – Legacy 500 – также опаздывает. Все это связано в первую очередь с возрастающей сложностью конструкций самолетов и их систем.

Тем не менее, Bombardier обвинил в задержке программы Learjet 85 своего бывшего поставщика, который к настоящему моменту обанкротился. Неназванный источник в компании сказал, что немецкая компания Grob Aerospace, которая специализировалась на изготовлении авиационных компонентов из углеволокна, должна была поставлять для Learjet 85 фюзеляж и другие основные композитные детали.

Подготовка композитного производства потребовала много сил

«Давным-давно (в октябре 2007 года), когда мы объявили программу 85 (первоначально она назывался NXT), Grob должен был изготавливать композитные компоненты, но когда мы взяли его в подрядчики, компания обанкротилась», - говорит представитель Bombardier.

Канадскому производителю пришлось самому разрабатывать технологию и изготавливать оснастку для производства композитных деталей – для этого компания даже построила специальный завод в Керетаро, Мексика, что внесло в график программы очень большие риски.

После анонса программы 30 октября 2007 года Bombardier заявил, что получено более 65 протоколов о намерениях на этот самолет. Однако с тех пор производитель не сообщал о динамике портфеля заказов на Learjet 85.

По материалам The Montreal Gazette