AgustaWestland тайком делает будущее


AgustaWestland только сейчас, на HeliExpo 2013, объявила о своей программе «Project Zero», которая реализуется с 2011 года

AgustaWestland только сейчас, на HeliExpo 2013, объявила о своей программе «Project Zero», которая реализуется с 2011 года. Этот проект компания начала для демонстрации технологии поворотных винтов и в нем «делится» своим видением облика вертолетов недалекого будущего. Причем это не «бумажная» разработка. Демонстратор был разработан и построен менее чем за 6 месяцев и уже тайно совершил несколько полетов в 2011 и 2012 годах.

Два поворотных винта демонстратора, который по сути является конвертопланом, приводятся в действие электричеством, и могут поворачиваться более чем на 90 град из режима висения в положение для маршрутного полета. Этот аппарат совершил свой первый привязанный беспилотный полет в июне 2011 года на базе AgustaWestland в Кашина Коста, Италия. После этого начались свободные полеты на висение внутри охраняемой территории завода.

Даниэле Ромити, генеральный директор Agusta-Westland говорит, что программа демонстратора технологии «Project Zero» объединяет многие передовые решения, разработкой которых AgustaWestland занимается в последние годы. Компания верит в технологию поворотных винтов, как в будущее высокоскоростных вертолетов. По мнению производителя, такое решение позволяет достичь гораздо большей скорости и дальности полета, чем применение гибридной технологии раздельных несущих и движущих винтов (напомним, что AgustaWestland сейчас испытывает свой гражданский конвертоплан AW609, который начинала строить совместно с Bell, а Eurocopter продвигает свой проект гибридного X3).

Винты «Zero» приводятся в действие современными электродвигателями, которые получают энергию от аккумуляторных батарей. В перспективе разработчики не исключают возможности применения гибридной силовой установки, когда дизельный двигатель «вращает» генератор. При этом, на нынешнем демонстраторе и на будущих аппаратах система управления полетом, система управления винтами и выпуском шасси оснащены электрическими приводами, устраняя необходимость классической гидравлической системы.

Во время крейсерского полета крылья аппарата должны обеспечивать большую часть подъемной силы, свой вклад также внесут спрофилированные фюзеляж и кожухи винтов. В этом проекте также предусмотрена отстыковка консолей крыльев и работа аппарата только в вертолетном режиме. Элевоны на крыльях позволяют управлять воздушным судном в крейсерском полете по тангажу и крену, в то время как V-образный хвост обеспечивает продольную устойчивость.

Демонстратор показал очень низкий уровень шума и тепловую заметность в полете (что важно для военных) и ему не требуется кислород (как традиционным авиационным двигателям), что позволяет ему работать на большой высоте или в сильно загрязненных условиях, например, при извержении вулканов.

Еще одним интересным дополнением применения электрических двигателей стала возможность автономной подзарядки аппарата во время стоянки. Для этого винты переводятся в вертикальное положение, а воздушное судно устанавливается по ветру. Таким образом,  винты, вращаясь под действием ветра, заряжают аккумуляторы. Электрические системы привода также имеют еще одно преимущество – они сильно упростили трансмиссию конвертоплана.  

А такая задержка с анонсом проекта, скорее всего, связана с тем, что компания подала в 2011 году заявку на патент такой схемы конвертоплана, которая была одобрена 30 января 2013 года.