Pilatus готовится начать прием заказов на PC-24


Обособленность Швейцарии, несмотря на ее развитую дорожную инфраструктуру, помогла, когда Pilatus начал разработку своего первого бизнес-джета в «Ангаре Х»

Несмотря на развитую дорожную инфраструктуру, обособленность Швейцарии помогла, когда Pilatus начал разработку своего первого бизнес-джета в «Ангаре Х». Детали проекта тщательно скрывались от всех, кроме нескольких поставщиков и инженерного состава, до момента, когда концепт был представлен бизнес-авиационному сообществу в рамках EBACE в Женеве в 2013 г.

Через пять лет Pilatus готовится снова открыть прием заказов на PC-24, но это произойдет не раньше середины 2019 года. В 2014 году, когда прием заказов только начался, компания продала 84 самолета за 36 часов.

В компании все идет по плану. Стартовый клиент, американский оператор PlaneSense, с января этого года уже получил первые 6 самолетов. Самый крупный первый европейский клиент, Jetfly, с флотом из 22 турбовинтовых PC-12 в середине сентября получил первый из четырех PC-24. Первые два из пяти самолетов, предназначенных для австралийской компании Royal Flying Doctor Service, оборудованные для задач санитарной авиации, переданы заказчику во время выставки NBAA.

Прекратить прием заказов и ограничить возможность даже самых преданных клиентов Pilatus в покупке большого количества РС-24 было не сложно. «Мы с самого начала планировали в 2014 году набрать заказов на три года вперед и остановиться на этом» - говорит Игназ Гретенер, вице-президент авиации общего назначения Pilatus. «В наши планы не входили спекуляции, мы хотели сохранить остаточную стоимость».   

На финишной прямой

Компания Pilatus, первая в мире создавшая новую категорию для реактивных самолетов Super Versatile Jet, в 2018 поставит сразу 20 самолетов и планирует поставить еще 40 самолетов РС-24 в следующем году. Оставшиеся 24 бизнес-джета компания передаст клиентам в середине 2020 года. Pilatus может выбрать EBACE-2019 для начала приема новых заказов, но по словам г-на Гретенера, это еще не решено окончательно. «У нас еще очень большой список тех, кто хочет стать владельцами РС-24» - поясняет он.

Другая причина, по которой Pilatus хотел ограничить количество операторов, в том, чтобы собрать отзывы о летно-технических характеристиках и сделать необходимые доработки. «Хотя у РС-24 и легендарного РС-12 есть общие характеристики, такие как использование коротких и неподготовленных ВПП, многоцелевое назначение, возможность управления одним пилотом, наиболее вероятно, что РС-24 будут эксплуатироваться профессиональными пилотами, поэтому отзывы будут сильно отличаться», - поясняет г-н Гретенер.

Управление количеством заказов, когда их снова начнут принимать, представляет большую сложность, так как Pilatus преимущественно продает самолеты через дилеров, у которых свой список потенциальных клиентов. Несмотря на то, что «произойдет изменение цены», Pilatus еще не решил, где устанавливать производственный лимит на второй транш. «Наша стратегия – избежать спекуляций и сохранить остаточную стоимость для владельцев», - говорит Игназ Гретенер.

Pilatus вкладывает крупные сумму в развитие завода для поддержки производства бизнес-джета. Даже несмотря на относительно высокую стоимость рабочей силы в стране, Pilatus по-прежнему остается производителем, который очень редко пользуется услугами внешних подрядчиков и гордится мастерством и репутацией «сделано в Швейцарии».

Высокая ценность

На заводе в г. Штанс работают 2000 сотрудников и очень важно, чтобы «они все были в одном здании», - делится г-н Гретенер. «Это позволяет нам работать эффективнее, а это необходимо, так как все здесь становится дороже. Однако, мы открыто говорим, что все, что мы здесь создаем является очень ценным. Если вам нужно что-то дешевле, то есть более подходящие места, чем Швейцария».

Несмотря на то, что большинство клиентов PC-24 и PC-12 находятся в Северной Америке, Игназ Гретенер подчеркивает, что на данный момент у компании нет четких планов на создание линии конечной сборки на дочернем предприятии в Денвере, которое напрямую контролирует все шесть американских дилеров. Вместо этого, после завершения всех работ, самолеты полетят через океан «чистыми», чтобы в США в них установили интерьеры. 

В то время как PC-24 считается флагманом Pilatus, PC-12 остается основным источником дохода в сегменте бизнес-авиации. Первый прототип PC-12 1991 года гордо украшает вход в здание завода, как напоминание о том, что этот турбопроп с канадским двигателем Pratt & Whitney PT6A финансирует всю компанию уже почти 30 лет, так же, как и учебно-тренировочный PC-21.

Со времен первого прототипа PC-12 немного изменился – увеличился размер крыльев и форма фюзеляжа, винт стал пятилопастным, и была установлена новая авионика. Однако привлекательность самого продаваемого однодвигательного турбопропа остается неизменной благодаря просторной кабине, большой грузовой двери, возможности использовать короткие и неподготовленные ВПП.

На данный момент клиентам по всему миру передано уже более 1500 самолетов РС-12. Ежегодно Pilatus продолжает выпускать около 80 таких самолетов. Г-н Гретенер поясняет, что клиенты используют самолет для самых разных целей: от санитарной авиации до «а давайте покатаемся на серфе». Одна из сильных сторон этой модели – это высокая остаточная стоимость, именно поэтому Pilatus так сильно старается ослабить спекулятивный спрос на РС-24.

Когда в 2000-х Pilatus обдумывал концепт бизнес-джета, среди существующих клиентов провели опрос. «Они сказали, что хотят РС-12, который будет быстрее, с более просторном салоном, плоским полом и большой грузовой дверью, чтобы можно было загрузить носилки, мотоцикл или вещи дочери, которая уезжает учиться в университет» - говорит г-н Гретенер. «Они хотели РС-24».

«Мы так же, как и весь мир ждем, когда снова начнется прием заказов. У РС-24 в России и СНГ отличные перспективы. Уже сейчас мы отмечаем серьезную заинтересованность со стороны клиентов, поэтому было бы действительно здорово во время EBACE-2019 получить новость о возобновлении приема заказов на этот самолет» - комментирует Алексей Мордвинцев, директор по продажам Nesterov Aviation.