После выхода Rolls-Royce из программы Boom Supersonic Overture еще три двигателестроителя заявили, что не заинтересованы в разработке силовых установок для сверхзвуковых гражданских самолетов, что поставило новые вопросы о том, кто будет поставлять двигатели для таких самолетов.
Boom разрабатывает четырехдвигательный лайнер Overture, который, будет перевозить 65-80 пассажиров, летать со скоростью 1,7 Маха и иметь дальность полета 4250 морских миль (7871 км). Первая поставка запланирована на 2029 год.
Однако пока поставщика двигателей нет. Этот вопрос был поднят на прошлой неделе, когда компания Rolls-Royce объявила о выходе из проекта после завершения инженерных изысканий по контракту. GE Aviation, Honeywell и Safran Aircraft Engines также сообщили изданию FlightGlobal, что они не заинтересованы в разработке двигателей для гражданских сверхзвуковых самолетов.
GE Aviation было предложено присоединиться к программе Overture, используя версию двигателя Affinity. Эта силовая установка предназначалась для сверхзвукового бизнес-джета, разрабатываемого ныне несуществующей компанией Aerion, которая потерпела крах в мае 2021 года из-за финансовых трудностей. Но производитель двигателей говорит: «Гражданские сверхзвуковые — это не тот сегмент, которым мы сейчас занимаемся».
Другая из относительно немногочисленных компаний, способных разработать такой двигатель, — Pratt & Whitney — отказывается комментировать программу Overture. Но высокопоставленный руководитель P&W подчеркивает, что компания по-прежнему сосредоточена на дозвуковых двигателях. «Мы не включили [гражданские сверхзвуковые самолеты] в нашу общую бизнес-стратегию», — говорит директор по устойчивому развитию P&W Грэм Уэбб. Он называет сверхзвуковые гражданские самолеты «косвенными» по отношению к основному рынку P&W и ссылается на соображения эффективности. Действительно, в отчете Международного совета по экологически чистому транспорту за 2022 год показано, что сверхзвуковые пассажирские самолеты будут расходовать в 7-9 раз больше топлива на пассажиро-километр, чем дозвуковые самолеты. ИКАО процитировала это исследование в своем экологическом отчете за 2022 год.
По этим причинам P&W вкладывает ресурсы в повышение эффективности своего турбовентиляторного двигателя с редуктором. По словам Уэбба, компания нацелена на выпуск усовершенствованной силовой установки для узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing, которые, как ожидается, появятся в середине 2030-х годов. «Есть некоторый риск — с точки зрения отвлечения ваших ресурсов, команды инженеров — на что-то, что находится в другом секторе».
Boom настаивает на том, что Overture будет экологически чистым, компенсируя выбросы углерода за счет использования экологичного авиационного топлива (SAF). «Это первый самолет, который… способен достичь нулевого выброса углерода», — говорит исполнительный директор Boom Блейк Шолль. «Мы очень заботимся о том, чтобы это было хорошо не только для пассажиров и авиакомпаний, но и для планеты».
В отчете ИКАО сверхзвуковые реактивные самолеты называются «плохим использованием скудных запасов SAF», заявляя, что их расход топлива в значительной степени сводит на нет преимущества SAF по сравнению с дозвуковыми реактивными самолетами, работающими на ископаемом топливе.
Аналитики аэрокосмической отрасли говорят, что другие немногие производители двигателей могут взяться за проект Overture. «На самом деле никто другой не может создать двигатель такого класса, хотя Honeywell и Safran вполне способны сделать это», — говорит Ричард Абулафия из AeroDynamic Advisory.
Но и эти компании, по-видимому, тоже выбыли. «В настоящее время Honeywell не планирует разрабатывать сверхзвуковой двигатель для гражданских самолетов», — сообщает компания. Honeywell производит турбовентиляторные двигатели для бизнес-джетов и легких штурмовиков/учебных самолетов Leonardo M-346.
«Сверхзвуковой двигатель не является частью коммерческой стратегии Safran Aircraft Engines», — добавляет французский двигателестроитель. Safran владеет огромной долей рынка гражданских турбовентиляторных двигателей через совместное предприятие CFM International с GE, которое производит двигатели Leap для узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing. Safran по-прежнему «очень сосредоточена на инициативе RISE по разработке технологий для авиационных двигателей узкофюзеляжных самолетов следующего поколения», — говорит Safran.
RISE — Revolutionary Innovation for Sustainable Engines (революционная инновация для экологичных двигателей) — это совместная работа Safran и GE по разработке силовой установки с открытым ротором, обеспечивающей 20-процентную экономию топлива при вводе в эксплуатацию, вероятно, в середине 2030-х годов.
Майкл Мерлюзо, аэрокосмический консультант AIR, говорит, что у International Aero Engines (IAE) «теоретически» может быть двигатель для Boom. Консорциум IAE, включающий P&W, MTU Aero Engines и Japanese Aero Engines, производит двигатели V2500, которые устанавливаются на самолеты, в том числе A320 первого поколения и Embraer C-390. «Однако это не означает, что двигатель может быть адаптирован для Overture [и] может обеспечить эксплуатацию, расход топлива и требуемые характеристики», — говорит Мерлюзо.
Overture нужны «более твердые обязательства [заказы] и более твердая промышленная дорожная карта», чтобы привлечь поставщика двигателей, добавляет он. «Без эффективной двигательной установки эта программа никуда не продвинется в ближайшее время».
8 сентября Rolls-Royce заявила, что покидает программу Boom. «После тщательного рассмотрения компания Rolls-Royce пришла к выводу, что рынок сверхзвуковой коммерческой авиации в настоящее время не является для нас приоритетом, и поэтому в настоящее время не будет продолжать дальнейшую работу над программой», - говорится в сообщении.
В ответ Boom сообщил: «Стало ясно, что предложенный Rolls-Royce конструкция двигателя и устаревшая бизнес-модель — не лучший вариант для будущих операторов или пассажиров Overture». Несмотря на множество вопросов, разработка Overture идет полным ходом, и компания сообщает, что скоро объявит о партнере по двигателю. Boom имеет заказы на Overture от American Airlines и United Airlines.