Покоритель скорости.

Концепция создания сверхзвукового бизнес-джета Aerion, способного перевозить пассажиров в два раза быстрее современных самолетов, была представлена в 2004 году. На женевской выставке EBACE 2010 с финансовым директором Aerion Corporation Дугласом Николсом (Douglas Nichols) поговорил автор журнала Top Flight Дмитрий Федотов.

Концепция создания сверхзвукового бизнес-джета Aerion, способного перевозить пассажиров в два раза быстрее современных самолетов, была представлена в 2004 году. На женевской выставке EBACE 2010 мы встретились с финансовым директором Aerion Corporation Дугласом Николсом (Douglas Nichols), чтобы узнать подробности этого проекта.

– Дуглас, скажите, каков сегодня статус программы?

– В настоящее время Aerion продолжает вести работу по проекту. В последние годы мы трудились как на техническом, так и на коммерческом фронте. Совместно с несколькими потенциальными партнерами проводили оценку аэродинамики, очертаний и характеристик самолета. Сейчас компания занимается вопросами, которые постоянно возникают на ранних этапах создания нового самолета, и вырабатывает инженерные решения. Мы действительно удовлетворены тем, как ведется дискуссия по техническим аспектам.

– На какой стадии находится разработка?

– Мы продолжаем проводить предварительное проектирование. Основное внимание сконцентрировано на аэродинамической оптимизации крыла, фюзеляжа, воздухозаборников и сопел. Хотя все больше и больше времени уделяется вопросам, связанным с конструкцией, системами и эксплуатационными характеристиками. То есть мы находимся на эволюционной ступени разработки, на ее ранней стадии.

– Вы уже приступили к рабочему проектированию?

– Пока что нет. Мы примемся за это только после официального запуска программы. Сейчас мы на предварительном этапе: ведем техническое обоснование проекта, обсуждаем с потенциальными поставщиками и партнерами правильность технических решений.

– Не означает ли это, что первоначальную конструкцию Aerion пришлось пересмотреть?

– Мы прибегли к небольшим изменениям в форме крыла. Но это была лишь коррекция углов стреловидности, толщины и площади крыла, которая возникла в результате оптимизации. Все делается для того, чтобы подобрать наилучшее сочетание аэродинамических характеристик крыла и его взаимодействия с фюзеляжем. До сих пор вносятся определенные доработки в хвостовое оперение, чтобы обеспечить наилучшие летные характеристики и на малых, и на больших скоростях полета.


– Вам удалось добиться каких-либо серьезных изменений в летных характеристиках?

– Нет, я бы сказал, что ожидаемые параметры самолета остались прежними. Ведь мы всего лишь доводим машину, чтобы лучше представлять ее летные качества на различных скоростях.

– Вы уже изучили материалы, которые предполагаете использовать в конструкции Aerion?

– Крыло будет углеволоконным, потому что оно очень тонкое и должно быть вдобавок весьма жестким. По мере реализации различных этапов предварительного проектирования доля композиционных материалов скорее всего увеличится, и, возможно, углеволокно будет применяться для производства всего фюзеляжа. Хотя нужно подыскать компромиссное решение, учитывая стоимость производства, а также весовые, прочностные и другие параметры.

– Получается, вы не станете применять титановые сплавы в конструкции?

– Титан будет использоваться на передних кромках крыльев и в иных элементах конструкции, где его применение с точки зрения удельной прочности наиболее выгодно. Металлические элементы конструкции необходимы, но с учетом веса, жесткости и некоторых других факторов вполне вероятно, что углеволокно станет предпочтительным материалом для всего самолета. Однако окончательное решение по этому вопросу еще не принято.

Aerion – настоящее произведение авиационного искусства. Наши потенциальные партнеры должны обладать обширным опытом организации конструкторских и производственных процессов. Основной производственный партнер будет участвовать в принятии окончательных решений по летным характеристикам, весу, материалам и системам.

– Какие компании рассматриваются в качестве подрядчиков?

– Мы вели весьма продуктивные переговоры со всеми основными производителями авиационной техники. В настоящее время мы не можем назвать компании, с которыми наиболее тесно взаимодействовали, ведь нас ограничивают соглашения о неразглашении. От обеих сторон требовалось соблюдение тайны переговоров.

– Как кризис сказался на деятельности компании?

– Финансовая ситуация последних двух лет не оказала особого влияния на работу Aerion. Под удар попали наши потенциальные партнеры: пострадал их бизнес, портфели заказов, обязательства, темпы производства, рентабельность и обороты капитала. Мировой финансовой кризис значительно повлиял на способность авиастроителей принимать решения и сместил приоритеты с долгосрочных разработок в сторону краткосрочных.

– Вы думаете, получится привлечь внимание производителей сейчас?


– Признаки восстановления рынка очевидны, да и ситуация сдвигается с мертвой точки. Производители авиационной техники отдают себе отчет, что они должны постоянно обновлять производственную линейку, задумываться о стратегии формирования портфеля заказов в долгосрочной перспективе. Авиастроители понимают, что следующим рубежом развития авиационной техники станет комфортный и эффективный сверхзвуковой полет. Все они признают, что технические решения, вложенные в Aerion, жизнеспособны, результативны и осуществимы. Производители видят притягательность проекта Aerion и знают размер рынка сверхзвуковых машин.

Теперь основное для производителей – расставить приоритеты как с точки зрения инвестиций, так и возможности задействовать в проекте инженерно-технический состав.
Многие авиастроительные компании полностью направили свои финансовые средства и людские ресурсы на собственные разработки. Хотя по мере приближения этих проектов к испытаниям и сертификации часть ресурсов высвобождается. Получается, что сейчас самое подходящее время, когда больше средств может быть выделено на программы вроде нашей.


– Когда вы предполагаете вывести бизнес-джет на рынок?


– Программа разработки данного самолета с момента запуска до сертификации и введения в эксплуатацию займет примерно пять лет. Опыт десятков программ, в которых я и другие члены управленческой команды принимали участие, свидетельствует, что необходим именно такой срок. Но все зависит от производителя. Как только партнерская компания будет готова приступить к работам, мы сможем говорить о пятилетнем рабочем графике. Ожидаем, что самолет будет готов к сертификации к 2016 году.

– Боюсь, что производители посчитают Aerion самолетом, способным уничтожить существующий рынок. Он может повлиять на их коммерческие результаты и вовсе разрушить доминирующие «крылатые замки».

– В ходе нашего исследования мы беседовали с несколькими десятками операторов, и фактически все они уверяли, что Aerion не является альтернативой другим бизнес-джетам, а рассматривается в качестве дополнения к самолетам, находящимся в эксплуатации компаний. Полагаем, что данный лайнер предназначен для других полетов. Aerion открывает новый рынок для производителей авиационной техники, который на сегодняшний день никак не представлен. Мы не согласны с утверждением, что эта машина ниспровергает какую-то определенную линейку самолетов. Счастливый производитель, с которым мы наконец-то объединимся в команду, поймет, что Aerion как раз позволит отвоевать часть рынка у конкурентов.

– Сможете ли вы тогда сохранить бренд Aerion?


– Очевидно, львиная доля голосов останется за авиастроителем. Бренд Aerion привязан к нашей технологии сверхзвукового естественного ламинарного обтекания. Само имя «Aerion» принесет успех, однако за брендинг самолета скорее всего возьмется производитель, с которым мы объединим усилия.

– Но вы будете участвовать в маркетинге и продажах?


– Вполне возможно. Все коммерческие условия необходимо обсуждать. Aerion – компания, ведущая разработки в области высоких технологий. И нашим вкладом в совместное предприятие с авиастроительной компанией станет сама технология. У нас есть обширная клиентская база и заказы, подтвержденные депозитами, – все это тоже привнесем в СП. Но главным образом мы обеспечим передовыми аэродинамическими, инженерными расчетами и экспертной оценкой сверхзвукового полета. Производитель авиационной техники в свой черед предоставит все остальное: инфраструктуру, технологические процессы, сертификационную базу, техобслуживание, оборудование, маркетинг и продажи. И затем совместными усилиями мы выведем самолет на рынок.

– Каков текущий портфель заказов компании?

– Портфель заказов, выраженный в долларах 2007 года, составляет более 4 млрд. А это 50 самолетов.

– Выходит, цена осталась прежней – млн за бизнес-джет, верно?

– Да, это цена в долларах 2007 года, и мы ее не изменяли. Число заинтересованных покупателей огромно.

– Потенциальных клиентов из-за кризиса стало меньше?

– Несколько заказчиков ушло, но другие заняли их место. Поразительно, что в период столь продолжительного спада деловой активности, когда все производители авиационной техники столкнулись с аннулированными контрактами, Aerion продемонстрировал стабильность: сохраняется интерес заказчиков, серьезная финансовая поддержка наших сторонников, во всех странах мира растет и множится количество покупателей, которые готовы и хотят приобрести этот самолет.

– Какова сфера применения Aerion?

– Наш сверхзвуковой самолет административного класса способен перевозить 8–12 пассажиров на расстояние, превышающее 4000 морских миль (7400 км). Он спроектирован таким образом, что будет использоваться аналогично другим бизнес-джетам с соразмерной кабиной: перевозить состоятельных бизнесменов, глав корпораций и, возможно, руководителей государств, а также эксплуатироваться правительственными службами и операторами без каких-либо ограничений.

В будущем мы планируем переговоры с чартерными компаниями и с операторами долевого владения – со всеми, кто выразил интерес к Aerion. Так что этот бизнес-джет найдет применение во всех областях рынка деловой авиации.

– Вы предполагаете эксплуатировать Aerion в основном при трансатлантических перелетах?

– Особенно важно, что самолет сохраняет максимальную дальность и при сверхзвуковом, и при дозвуковом полете, что дает потрясающую гибкость в его применении.

Наша машина может похвастаться максимальной дальностью полета и при скорости M 0,95 способна перевозить пассажиров с западного на восточное побережье США. А при M 1,4 ей по силам совершать прямые трансатлантические перелеты или транстихоокеанские с одной промежуточной посадкой.

– Как бы вы охарактеризовали своих клиентов? Что их отличает?

– Aerion – по-настоящему высококлассный самолет. И те, кто заинтересован в его приобретении, – искушенные покупатели элитарной продукции. Наши клиенты понимают ценность времени, и возможность полета в два раза быстрее любого современного самолета для них крайне важна.

– Вы следите за конкурентами?


– По нашему мнению, в ближайшее время конкуренты у сверхзвукового бизнес-джета Aerion просто не появятся. Вся прелесть технологии сверхзвукового ламинарного обтекания как раз и состоит в том, что самолет можно построить уже сегодня, используя существующие двигатели, системы, технологии, материалы и руководствуясь современным законодательством. Да, Aerion – чрезвычайно сложный самолет, но данный проект по достижению сверхзвуковых скоростей не такой уж и рискованный.

Другие концепции создания сверхзвуковых лайнеров основаны на неподтвержденных технологиях и требуют гораздо более тяжелых аппаратов и полностью новых двигателей с гораздо большей тягой по сравнению с PWJT8D-200, которые мы планируем использовать. А большая тяга и больший взлетный вес означают увеличение звукового давления и длины потребных взлетно-посадочных полос. Так что конкурирующие идеи остаются теоретическими разработками, для реализации которых предстоит провести немало исследований. Пока эти проекты существуют только на бумаге и долгое время останутся таковыми. К тому же они серьезно зависят от послаблений в авиационном законодательстве, которые вряд ли произойдут в ближайшие 10 лет, если вообще произойдут. Но после того как жизнеспособность данных концепций будет доказана, потребуется еще пять – семь лет на создание и сертификацию самолета. Так что у нас солидная фора в 14–20 лет по сравнению с альтернативными разработками. Эта точка зрения совпадает с суждениями авиастроителей, с которыми мы проводили переговоры: наша технология реализуема здесь и сейчас. Она позволяет вывести Aerion SBJ на рынок в течение пяти лет, тогда как другие проекты могут быть выполнены лишь спустя как минимум десятилетие.

Дмитрий Федотов
Источник: Top Flight №5 (17)