Особенности страхования в бизнес-авиации


Николай Манизер (Альфа-Страхование): «На рынке авиационного страхования России бизнес-авиация занимает свою нишу и этот сегмент в дальнейшем будет только расти»
О современных тенденциях на отечественном рынке авиационного страхования самолетов деловой авиации, его проблемах, а также о новых продуктах «АльфаСтрахование» для владельцев и операторов бизнес-джетов сегодня читателям BizavWeek рассказывает Николай Манизер – андеррайтер авиационных рисков, руководитель направления Департамента по работе с предприятиями гражданской авиации и авиационно-космической промышленности ОАО «АльфаСтрахование»

Современный отечественный рынок бизнес-перевозок продолжает свое развитие практически во всех сегментах: это и трафик, ТОиР, новые аэропортовые комплексы и т.д. Параллельно этим процессам развиваются и сервисные компании. Как обстоят дела на рынке авиационного страхования бизнес-авиации, и существует ли он в России, как отдельное направление?

Бизнес-авиация активно развивается, и ее уже рассматривают не как вид авиационных услуг, а скорее как отдельный рынок со своей инфраструктурой.  Причины роста рынка деловой авиации кроются, на мой взгляд, в следующем:
  • улучшение благосостояния людей и организаций, пользующихся услугами бизнес-авиации, которые приобретают более дорогие и престижные модели воздушных судов;
  • увеличение количества инфраструктурных проектов (аэропорты, терминалы, организации ТОиР)  для обслуживания деловой авиации.
Все это дает дальнейший импульс к развитию отдельного рынка, рынка деловой авиации.

На рынке авиационного страхования России бизнес-авиация занимает свою нишу. По данным ФСФР, в 2012 году рынок авиационного страхования составил 8,333 млрд. руб. Самыми крупными сегментами рынка являются сегменты страхования крупных авиакомпаний и страхование предприятий авиапромышленности. Но рынок страхования бизнес-авиации составляет всего 4% от объема рынка, и данный сегмент будет расти. Рынок страхования деловой авиации можно разделить на 4 сегмента: страхование аэропортовых комплексов, страхование предприятий ТОиР, страхование деловых самолетов и сравнительно новый сегмент – страхование деловых вертолетов, который будет наиболее активно развиваться в ближайшие годы.  
    
Какие основные особенности страхования бизнес-авиации Вы бы отметили? Разные страховщики подходят по-разному к вопросу страхования воздушных судов деловой авиации?

Многие страховщики до сих пор воспринимают этот сегмент как побочный бизнес, которым они занимаются от случая к случаю. Но без системного подхода успешно работать на данном рынке нельзя.

Прежде всего, страхование деловой авиации – это отдельный вид бизнеса, который довольно сильно отличается от прочих видов авиационного страхования, и мы в «АльфаСтраховании» это понимаем и подходим к работе с деловой авиацией соответствующим образом. Страхование деловой авиации – это не то же самое, что страхование авиакомпаний, эксплуатирующих флот из нескольких десятков воздушных судов. Тут много своей специфики. Например:

  • Средний годовой налет делового самолета составляет 400-600 в год, у коммерческого оператора этот показатель будет в несколько раз больше.
  • Опыт и подготовка пилотов деловой авиации, как правило, существенно выше, чем у пилотов коммерческой авиации.    
  • Убыточность на рынке бизнес-авиации гораздо ниже, чем на рынке страхования авиакомпаний.
Риски в деловой авиации существенно ниже, чем в коммерческой авиации, соответственно и тарифы на страхование деловой авиации существенно ниже, чем на страхование авиакомпаний. Особенностей в страховании деловой авиации масса, и далеко не каждый страховщик способен правильно с ними работать.

 
Можно ли оценить рынок страхования бизнес-джетов в России, и каковы основные проблемы его развития сейчас?

Ни для кого не секрет, что компании и лица, в чьих интересах эксплуатируются воздушные суда бизнес-авиации, не всегда стремятся поставить их под флаг российского оператора. Последними эксплуатируется не более 1/5 части всего парка отечественной деловой авиации. При этом, по различным данным, парк данных самолетов насчитывает порядка 450-500 воздушных судов.

Основной проблемой развития рынка страхования бизнес-авиации в России, на мой взгляд, следует считать различные административные барьеры, вынуждающие собственников регистрировать воздушные суда «на островах» и ставить их под флаг местных операторов. При этом, местные операторы предлагают вместе с услугами по управлению воздушным судном еще и страховые услуги, которыми собственник и пользуется. Важно заметить, что в некоторых случаях страхование воздушного судна в рамках полиса большого зарубежного оператора обходится немного дешевле, чем покупка отдельной страховки. Но тут есть и обратная сторона медали. Ведь страхование – это механизм распределения денег, то есть деньгами многих покрываются убытки немногих. Ведь в случае убытка во флоте, в рамках которого застраховано воздушное судно, собственнику, как и другим участникам группового страхования на следующий год уже придется платить больше.

Аналогичные услуги пока что не развиты у российских операторов, хотя это вполне реальный инструмент для привлечения потенциальных клиентов при выборе оператора.

Существует ли на отечественном рынке страхования конкуренция, и какая часть потенциальных клиентов предпочитает западных страховщиков?

Конкуренция, безусловно, существует. Но основная конкуренция разворачивается между специализированными страховщиками, для которых этот бизнес является целевым, а не побочным.

Компании, занимающиеся страхованием деловой авиации в качестве побочного бизнеса, не используют системный подход. Их участие сводится к разовым сделкам, и, как правило, они предлагают покрытие только стандартных авиационных рисков.  

Компании, специализирующиеся на страховании бизнес-авиации, используют системный подход и лучшую зарубежную практику, предлагают широкое страховое покрытие по адекватной цене. Мы в «АльфаСтрахование» также успешно используем передовой международный опыт и кооперацию с международным рынком.

Что касается западных страховщиков, действительно есть компании, которые работают с западными брокерами, минуя российских страховщиков. Сильной выгоды для страхователей в данной схеме нет, так как уровень тарифов примерно одинаков с российскими компаниями, а вот скорость реакции и, в особенности, срочное получение какого-либо полиса или сертификата не редко сильно осложняет жизнь оператору воздушного судна вплоть до отмены рейса из-за отсутствия того или иного документа, не выданного в отведенный срок.
     
Какие продукты «АльфаСтрахование» популярны среди клиентов, и насколько сегмент деловой авиации является приоритетным в бизнесе компании?


«АльфаСтрахование» предоставляет широчайший спектр услуг по авиационному страхованию и успешно конкурирует с соперниками по рынку. Не в последнюю очередь этот успех связан с широкой линейкой продуктов,  в том числе и по страхованию бизнес-авиации. Сравнивая наши продукты с продуктами конкурентов, клиенты видят, что мы предлагаем гораздо более широкое покрытие. Важно подходить к каждому риску индивидуально и решать именно те задачи, которые перед нами ставит клиент, а не тиражировать одинаковый продукт на всех. Наша задача – не отвечать на запросы рынка, а идти вперед рынка, создавать инновационные продукты, задавать тенденции рынка. Так, например, с 2014 года мы будем предлагать нашим клиентам страхование их деловых самолетов без франшизы! Кроме того, страховые продукты «АльфаСтрахование» наполнены различными дополнительными покрытиями, которые по достоинству оценивают многие операторы деловых самолетов.

Сегмент бизнес-авиации в портфеле «АльфаСтрахование» год от года неизменно растет. Это одно из приоритетных направлений развития компании.      

Перестрахование рисков за границей – основные причины?

Основными причинами организации перестрахования рисков на международном рынке является необходимость получения надежного перестрахования от компаний с высоким рейтингом финансовой устойчивости по оптимальному тарифу. Кроме того, не редки случаи, когда условия лизинговых контрактов и договоров купли-продажи воздушного судна обязывают обеспечить западное перестрахование. Главным принципом осуществления такого перестрахования является получение комбинации хорошего перестраховочного тарифа и надежности размещения риска.

Таким образом, с целью обеспечения качественной работы и конкурентоспособных тарифов, перестрахование рисков бизнес авиации за рубежом становится скорее жизненной необходимостью, нежели просто следованием тому, что называется «best market practice».