Jet Expo – возможность прочувствовать тенденции рынка


Александр Евдокимов, Генеральный директор Jet Transfer, рассказывает о работе на предстоящей выставке Jet Expo-2014 и о планах компании на ближайшее будущее
BizavWeek продолжает подробный рассказ об участниках 9-й московской выставки Jet Expo-2014, которая начнет свою работу 4 сентября в столичном аэропорту «Внуково-3». Сегодня у нас в гостях Александр Евдокимов, Генеральный директор Jet Transfer, официального представителя Bell Helicopter и Cessna Aircraft в РФ, который согласился ответить на наши вопросы по предстоящей выставке и рассказал о планах компании на ближайшее будущее.

Александр, Jet Expo-2014 традиционное место встречи ключевых игроков рынка бизнес-авиации. Насколько выставка эффективна для бизнеса Jet Transfer?

Jet Expo – главное событие в мире бизнес-авиации на пространстве СНГ. Кроме того, это одна из трех крупнейших выставок подобного рода в мире. Так что участие в ней мы считаем абсолютно обязательным. Здесь собираются все, кто имеет отношение к этой отрасли. Если вы хотите найти партнеров или клиентов, если желаете заключить новые контракты, прочувствовать тенденции рынка, на котором вы работаете, и скорректировать планы своего развития – кроме как на Jet Expo сделать этого просто негде. Именно поэтому мы всегда принимаем участие в этой выставке.

В 2013 году Jet Transfer одинаково хорошо продавал и поставлял вертолеты и турбопропы. Немного забегая вперед, можно ли спрогнозировать, с какими результатами компания закончит нынешний год?  


Ну, наверное, итоги года, даже предварительные, подводить еще рано. Вот-вот закончится сезон отпусков, а это время традиционно богатое на новые контракты. Тем более что в этом году на наш бизнес сильно влияет международная политика – активнее, чем когда-либо ранее, и мы ожидаем, что этот факт тоже отразится на нашей работе, причем, положительно. Разговоры о санкциях и о возможном аресте имущества россиян за рубежом подвигают наших потенциальных клиентов к тому, чтобы вкладывать деньги в активы внутри страны. Что касается первого полугодия, то его итогами мы довольны. Результаты даже несколько превзошли наши ожидания.

Какую линейку воздушных судов мы сможем увидеть на выставке, и что покажет Jet Transfer?

По традиции, я пока не стану рассказывать обо всем, что мы приготовили, тем более что подготовка к выставке ведется до самого последнего дня. Могу сказать, что сюрприз для посетителей Jet Expo приготовил наш отдел VIP Charter Sales. Ну и чтоб была хоть какая-то конкретика, открою один из секретов – в этом году мы покажем наш бестселлер, вертолет Bell-429 с самым лучшим VIP-салоном в РФ.

Jet Transfer – официальный дилер Bell Helicopter, а это значит, что вскоре ваше портфолио пополнится двумя принципиально новыми машинами Bell-505 и Bell-525. Каковы перспективы новых вертолетов на российском рынке, и когда для отечественных клиентов будет доступна «книга заказов»?


Заказы на эти модели мы принимаем уже сейчас. Интерес к обеим моделям просто огромный, но это неудивительно. Bell-525 проектировался как будто специально под российские реалии. Он рассчитан на эксплуатацию в самых  суровых условиях, способен взять на борт до 16 пассажиров – идеальная машина для наших северных регионов. Естественно, что у нас в стране самым большим спросом он пользуется у нефтегазовых компаний, которым необходимо возить персонал на отдаленные объекты, вроде буровых платформ. Bell-505 по совокупности технических характеристик, цены и надежности можно назвать лучшим вертолетом в своем классе. Российские клиенты будут в числе первых обладателей этой модели – уже есть несколько твердых и оплаченных заказов. 


Планируется ли участие в работе Jet Expo 2014 топ-менеджеров Bell Helicopter и подписание контрактов?


По нашим планам, сразу несколько достаточно крупных контрактов планируются к подписанию прямо в ходе выставки. И, конечно, Jet Expo 2014 обязательно посетят представители одного из наших ключевых партнеров. В этом году в Москву прибудет представительная делегация из Bell Helicopter. Возглавит делегацию исполнительный директор компании по Европе и России Патрик Мулей.

Александр, насколько, по Вашему мнению, за последние пару лет изменился портрет покупателя? Можно ли говорить, что доля продаж VIP-техники упала, с одной стороны, и увеличился объем заказов на вертолеты и самолеты в спецкомплектациях (медицина, спецмиссии и т.д.), с другой?

Совершенно верно, тенденция прослеживается абсолютно четко. Еще несколько лет назад собственный вертолет считался атрибутом только самых богатых людей, и зачастую для них он был не столько необходимостью, сколько своеобразным показателем успешности. Но ситуация стремительно меняется. Уже сейчас вертолеты все чаще покупают крупные компании – для того, чтобы осуществлять корпоративные перевозки. Причем, именно потому, что авиация часто экономически более выгодна, чем другие виды транспорта. Ну и сегмент спецмашин также растет буквально на глазах. Во многих странах доля медицинских, спасательных, полицейских вертолетов в общем объеме продаж существенно превышает долю VIP-машин. Я думаю, мы тоже к этому придем, и достаточно скоро.

Постоянно общаясь с операторами вертолетов, да и отчасти с будущими покупателями, у нас сложилось впечатление, что отечественный рынок в настоящее время несколько «перегрет». Стало ли сложнее Jet Transfer продавать технику?


В неких локальных сегментах, может, и есть смысл говорить о перегреве. Однако в целом, по нашим оценкам, рынок вертолетов в ближайшие годы будет стремительно расти. Во-первых, этому способствует либерализация законодательства в области полетов. Тенденция такова, что теперь государство постепенно подстраивается под интересы граждан, а не наоборот. Во-вторых, вертолет превращается в один из видов общественного транспорта. К примеру, уже в ближайшем будущем москвичи будут массово добираться до аэропортов на вертолете – это будет стоить примерно, как сейчас такси.

Каков на сегодняшний день портфель заказов Jet Transfer на Bell-407/429 и Cessna Grand Caravan?

Это именно те модели, которых точечный «перегрев рынка» не касается. Их мы продаем десятками. Cessna Grand Caravan сейчас завоевывает популярность на севере нашей страны. Местные авиакомпании на эту модель просто нарадоваться не могут – настолько она надежна и экономически выгодна в эксплуатации. А учитывая планы России развивать региональную авиацию, у нее просто блестящие перспективы. Bell-429 – база для спецмашин, а этот сегмент, как я уже говорил, переживает бурный рост, особенно это касается медицинских и спасательных вертолетов. Bell-407 – вообще один из самых популярных вертолетов в мире частной авиации, многолетний хит продаж.

Немного о маркетинге. Сейчас многие компании, специализирующиеся на продажах, заманивают клиентов всевозможными предложениями – это и trade in, различные схемы финансирования, дополнительные пакеты для клиентов. Насколько Jet Transfer «сильно» чувствует себя на рынке, и не планируется ли в обозримом будущем прибегать к различным маркетинговым штучкам? Или же все дополнительные бонусы обсуждаются в личном контакте с заказчиком?

Бизнес-авиация – отрасль специфическая. Следует понимать, что решение о покупке самолета и вертолета не принимается спонтанно, это все-таки не мобильный телефон. Большинство маркетинговых приемов рассчитано именно на сиюминутную заинтересованность в товаре, но в нашем случае это не работает. Другое дело, что мы подстраиваемся под интересы клиента и каждому предлагаем индивидуальные условия сотрудничества – в зависимости от потребностей и запросов покупателя. Наша компания имеет одну из лучших схем финансирования. Примерно 50% проданных нами самолетов и вертолетов финансируются с помощью наших же структур.