О «подводных камнях» введенного моратория и особенностях проведения внеплановых поверок органами государственного надзора в 2021 году рассказывает руководитель «Larchenkov.ru» Юрий Ларченков
В ноябре 2020 года Правительство Российской Федерации продлило мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на весь 2021 год. Данное решение позиционируется в качестве одной из мер поддержки бизнеса на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Информация о запрете проверок активно освещалась в средствах массовой информации, что послужило формированию некоторой успокоенности со стороны малого бизнеса и появлению эффекта «отложенных решений» в части последовательного и непрерывного развития своих систем управления охраной труда.
О «подводных камнях» введенного моратория и особенностях проведения внеплановых поверок органами государственного надзора в 2021 году рассказывает руководитель консалтингового проекта «Larchenkov.ru» Юрий Ларченков:
«В марте 2020 года, на фоне стремительного распространения пандемии COVID-19, Правительство Российской Федерации ввело запрет на проведение плановых проверок деятельности как малого, так и среднего бизнеса. Нынешние решения, принятые в ноябре 2020 года, затрагивают исключительно субъекты малого предпринимательства, да и то с рядом условий и ограничений.
В Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2020 года № 1969 приведен перечень исключений, при возникновении которых освобождение от проверок не предоставляется. К примеру, если в течение трех прошедших лет в организации были выявлены грубые нарушения законодательства или деятельность предприятия подлежит лицензионному контролю, проверку все равно запланируют и проведут.
В настоящее время государство планомерно повышает контроль за соблюдением требований действующего законодательства. Уже в начале этого года, Генеральным прокурором Российской Федерации было выдано поручение по организации и проведению проверок исполнения законодательства в сфере охраны труда в субъектах Российской Федерации. В область проверок будут включены предприятия различных организационно-правовых форм, а при наличии должных оснований в организациях могут быть также проведены и внеплановые проверки. Результаты проверок находятся на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Следует отметить, что причиной для внеплановой проверки может послужить любой поступивший в надзорные органы «сигнал» о нарушениях трудового законодательства от гражданина или организации, запрос или жалоба со стороны работника предприятия. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки либо запрещается, либо производится непосредственно перед проверкой, а сам спектр вопросов, охватываемый надзорными мероприятиями слишком объемен, чтобы подготовиться к нему «за один день».
Так, при проведении внеплановой проверки, в числе прочего проверят наличие и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ), Политику и цели в проверяемой области и, что важно, – их фактическую реализацию, процедуры подготовки работников, процедуры организации и проведения специальной оценки условий труда.
Авиационная отрасль традиционно относится к области деятельности с повышенными рисками, поэтому особое внимание проверяющих будет уделяться процессам управления профессиональными рисками, обеспечению безопасных условий труда работников, защите здоровья, обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В каждом из этих вопросов очень много своих «подводных камней» и аспектов.
Например, как показывает последняя судебная практика, при закупке СИЗ недостаточно требовать от поставщика только лишь предоставления соответствующих сертификатов соответствия. Если в ходе проверки будет установлено, что сертификаты соответствия, представленные вашим поставщиком, не зарегистрированы на официальном сайте национального органа по аккредитации, - работодатель может быть признан виновным в нарушении требований Трудового кодекса в части неисполнения своих обязанностей по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.
На ряду с вышеозначенными вопросами, в контур внеплановой проверки войдет контроль соблюдения режимов труда и отдыха, наличия необходимой локальной нормативной документации, вопросы планирования и реализации мероприятий по постоянному улучшению и многие другие аспекты, связанные с функционированием СУОТ.
Известно, что в этом году вступил в силу ряд новых правил по охране труда, пересмотрен перечень производственных факторов и работ, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, на рассмотрении в Госдуме находится новая редакция раздела «Охрана труда» Трудового кодекса. Международной организацией по стандартизации (ISO) разработано и рекомендовано к использованию «Руководство по обеспечению безопасности труда во время пандемии короновируса», Международная организация гражданской авиации (ICAO) опубликовала инструктивный материал по осуществлению воздушных перевозок во время кризиса общественного здравоохранения, вызванного COVID-19.
В таких постоянно меняющихся условиях руководителям авиационных организаций трудно своевременно и в полном объеме реагировать на изменения законодательства, а появление новых требований в сфере охраны труда зачастую заставляет организации «догонять» обновленные нормативные акты.
Еще на этапе формирования концепции проекта «Larchenkov.ru», вопросы охраны труда по своей приоритетности были поставлены в один ряд с проблемами управления безопасностью полетов, этому сегменту нашей деятельности мы уделяем самое пристальное и тщательное внимание.
Влияние коронавирусной пандемии на состояние авиационной отрасли действительно не имеет прецедентов и, в рамках нашего проекта, мы на безвозмездной основе предоставляем всем заинтересованным организациям и индивидуальным предпринимателям «Антивирусный пакет» документов, сформированный Правительством города Москвы в помощь бизнесу для подтверждения соответствия их деятельности в сложный эпидемиологический период.
«Антивирусный пакет» содержит необходимые шаблоны документов, бланков журналов, приказов и инструкций по заполнению и согласован с Роспотребнадзором и органами исполнительной власти города Москвы. Использование комплекта документов «Антивирусный пакет» может являться подтверждением исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм (ч.2 ст.2.1 КоАП), поможет доказать добросовестность работодателей и подтвердить юридический статус и реальность операций по профилактике коронавирусной инфекции.
Комплект документов «Антивирусный пакет» носит исключительно рекомендательный характер, при его использовании важно учитывать изменения в нормах права, регулирующие деятельность и индивидуальные обстоятельства. В основу «Антивирусного пакета» легли действующие рекомендации Роспотребнадзора, указы Мэра Москвы, приказы и распоряжения профильных органов власти. Для получения документации достаточно перейти на специальный информационный ресурс, созданный Правительством Москвы или направить запрос на нашу почту contact@larchenkov.ru.
Дополнительно, для организаций авиационной отрасли, заинтересованных в независимой оценке текущего состояния дел по охране труда, мы также предлагаем собственную комплексную услугу по проверке и исследованию систем управления охраной труда, с выявлением «проблемных зон», формированием рекомендаций и оказанием практической помощи по приведению элементов СУОТ в соответствие действующему законодательству. В наших возможностях, на договорной основе, подготовить организации как по «классическим» чек-листам, используемым инспекторами Государственной инспекции труда при проведении плановых проверок, так и по методике проведения внеплановых проверок организаций, что с одной стороны позволит организациям быть более подготовленными при «неожиданных» визитах надзорных органов, а с другой – быть уверенными в том, что на предприятии выстроена действительно эффективная и результативная система управления охраной труда».