Специальное интервью для BizavNews.
На вопросы корреспондента BizavNews ответил генеральный директор ООО "Арт-Авиа Менеджмент" оператора проекта "Aerohelp" Олег Аксаментов.
Вы юрист, пожалуй самый молодой специалист в России по воздушному праву на данный момент, занимаетесь преподавательской деятельностью. Каково Ваше видение состояния правовой культуры в отрасли гражданской авиации сегодня?
Спасибо за вопрос. По моему мнению, о состоянии правовой культуры в гражданской авиации можно и нужно судить только в тесной взаимосвязи с правовой культурой нашего общества в целом. Правовая культура общества зависит от удельного веса его представителей, граждан страны, которые владеют представлениями о праве, хоты бы на самом элементарном уровне. Основы права должны прививаться человеку с детства, со школьной скамьи. А еще лучше, если правовое мышление будет передаваться с «молоком матери», в семье. Но для этого, родители сами должны знать право, верить в его действие и быть заинтересованы в том, чтобы их дети выросли законопослушными гражданами своего государства.
Для определения состояния правовой культуры населения России на данный момент, уместно процитировать слова Д.А. Медведева, на тот момент еще кандидата в Президенты РФ, которые он произнес в своем выступлении на V Красноярском экономическом форуме 15.02.2008 – «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности. Сделать так, чтобы оно не обогащало одних и не развращало других».
Правовой нигилизм означает то, что народ сегодня, в основной своей массе, не верит в силу закона, не верит, что право может их защитить. Отсюда и отсутствие интереса к его изучению. Люди ежедневно вступают между собой в отношения, которые регулируются нормами права, сами того не подозревая. Как правило, возникающие общественные отношения не противоречат закону, но происходит это на интуитивном уровне. В лучшем случае, о правопорядке люди узнают понаслышке, через «сарафанное радио», порой в существенно искаженном виде. Хотя, любой нормативный правовой акт получает силу государственного принуждения и становится обязательным для всех, только после его официального опубликования, а следовательно, только после того, как его текст станет доступным любому лицу. Задача государства – пробудить интерес народа к праву.
Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять государству, чтобы пробудить интерес российского народа к праву, и как следствие, повысить уровень правовой культуры в отрасли гражданской авиации?
О тех шагах, которые необходимо предпринять государству, и которые будут предприняты, достаточно подробно сказано в вышеупомянутой речи Д.А. Медведева в Красноярске. Поскольку сегодня уже известен результат президентских выборов, то к данной речи, по-видимому, необходимо относиться как к концепции развития России на ближайшие четыре года. Как юрист могу сказать, что текст данного выступления имеет достаточно стройную структуру, лаконичный и понятный язык. Содержательная сторона также отличается четко выраженной последовательностью изложения – постановка проблемы и варианты ее решения.
Право – тонкая материя, постичь которую в полной мере не удается порой даже людям с высшим юридическим образованием. Нормы права, регулирующие определенные общественные отношения, образуют отрасли права. Так, принято считать, что воздушное право регулирует отношения, возникающие в связи с использованием воздушного пространства.
Материализуются же правовые нормы в источниках права, в нормативных правовых актах различной юридической силы или, иными словами, в актах законодательства. Основным актом воздушного законодательства является Воздушный кодекс РФ (далее – ВК РФ), принятый в 1997 году и имеющий юридическую силу федерального закона. ВК РФ является комплексным нормативным правовым актом и регулирует различные группы общественных отношений. Нормы права, закрепленные в его статьях, регулируют как имущественные отношения (например, главы: XV «Воздушные перевозки», XVI «Авиационные работы» и XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя»), что является предметом регулирования гражданского права, так и отношения вертикального типа (например, главы: II «Государственное регулирование использования воздушного пространства» и III «Государственное регулирование деятельности в области авиации»), что является уже правом административным.
Отрасли права имеют свои методы правового регулирования. Так, гражданское право строится на началах диспозитивности, что выражается формулой «разрешено все, что не запрещено законом». Административное право не дает участникам данных отношений права усмотрения, в его основе лежит императивное начало, что выражается формулой «можно только то, что прямо предписано законом».
В процессе правоприменения, каждый участник данных отношений должен четко представлять, какое место он в них занимает и какими нормами и принципами права определяется его правовое положение.
Все, о чем вы говорите, относится скорее к теории. Как на практике применить знание права. Что важнее, теория права или знание статей конкретного закона?
Знать закон конечно важно. Но не менее важно быть подкованным и теоретически. Это как в школе, помните, мы учили стихи. У кого-то получалось лучше, а у кого-то хуже. Сходство здесь в том, что стихи и законы – результат творческой деятельности человека. А их основное различие состоит в том, что стихи могут жить вечно, а законы регулируют отношения в обществе только в данный конкретный период времени. Человек развивается, и усложняются отношения, которые требуют нормативного регулирования. Дальше все зависит от способности органов государственной власти вовремя реагировать на изменения общественных отношений и реализовывать свою правотворческую функцию. Если государство держит «руку на пульсе», то законодательных пробелов нет. В противном случае, возникает так называемый «правовой вакуум», что порой негативно сказывается на отношениях в обществе и уж точно не способствует его прогрессу.
Основами теоретических знаний права должны владеть все. Не следует думать, что если человек способен воспроизвести статью закона вслух, то он уже больше «юрист», чем тот, который не помнит ни одной статьи, но зато может обосновать свою позицию своими словами. Приобщение к праву, повышение уровня правовой культуры дает возможность правильно мыслить, а при необходимости, затратив незначительное время, найти в обоснование своей позиции нужный нормативный правовой акт.
Вот, например, мы все время с Вами говорим о законе, и ни слова не упомянули об Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ или ведомственных нормативных правовых актах, скажем – приказах Минтранса РФ или Росаэронавигации. Только теоретические знания позволяют нам четко представить, как эти акты соотносятся между собой. Чем следует руководствоваться, если, например Указ Президента РФ противоречит положениям ВК РФ. Нужно иметь представление о системе законодательства и о юридической силе различных нормативных правовых актов. Тогда можно быстро дать правильный ответ. В нашем примере, при всем уважении к Президенту России, ни один его акт не может противоречить Федеральному закону.
Есть и еще одна проблема, и кандидат в Президенты РФ об этом тоже упомянул: «Одной из причин несоблюдения законов является, к сожалению, их не всегда еще высокое качество». Это правда. Для того, чтобы общество восприняло положения закона как руководство к действию, необходимо, чтобы смысл его норм был понятен. «Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества. Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу», сказал в своей речи Д.А. Медведев. Позитивно то, что проблема ясна на самом высоком уровне.
Каково Ваше видение развития деловой авиации в России. Готова ли правовая база для ее полноценного поступательного развития?
В постановке Вашего вопроса также заложена правовая проблема. Правовая культура предполагает знание терминологии и умение ее правильно применять. Термин «Деловая авиация», например, не правовой. Он законодательно не закреплен ни в одном нормативном правовом акте. Хотя в повседневной жизни применяется достаточно часто. Аналогичных примеров более чем достаточно. Например, что означает термин «Авиакомпания», где об этом сказано? Мы знаем, что означает термин «Авиационное предприятие» и «Эксплуатант», а как они соотносятся между собой – можем понять только проведя теоретический анализ, выделив из каждой дефиниции признаки и проанализировав каждый из них в отдельности.
Поэтому сложно ответить на вопрос о развитии того, чего не понимаешь. На теоретическом уровне можно предположить, что под деловой авиацией понимается определенный сегмент рынка гражданской авиации, который качественно отличается по уровню предлагаемых услуг (выполняемых работ). В первую очередь это касается сервиса, а следовательно и стоимости данных услуг (работ). Во всяком случае, речь следует вести о гражданской авиации и о правовой основе ее деятельности. На сегодняшний день могу отметить, что наше воздушное законодательство активно развивается по пути регламентации отношений, связанных с использованием воздушного пространства. Концептуально, заложены основы для установления разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства (ст.16 ВК РФ). Сама же детализация этих отношений должна быть приведена в Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ, куда еще необходимо вносить изменения и дополнения.
Различие в установлении разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства в отрасли еще не решает всех ее проблем. Воздушное судно становится все более доступным для населения России. Эксплуатация сверхлегких воздушных судов, стоимость которых соизмерима со стоимостью автомобиля бизнес-класса, становится нормой жизни. Небольшие самолеты и вертолеты должны стать полноценной альтернативой такому транспортному средству, как автомобиль. Для этого, всем должны быть понятны правила игры на рынке, в отрасли гражданской авиации. А правила эти должны устанавливаться только специально уполномоченными на то компетентными органами и, только путем принятия обязательных для всех и имеющих силу государственного принуждения нормативных правовых актов. Соответственно, эти акты должны занять полагающееся им место в системе воздушного законодательства. Все взаимосвязано и логично.
Воздушное судно можно рассматривать не только как транспортное средство. Его можно использовать и как вещь. С точки зрения гражданского права, воздушное судно относится к недвижимым вещам, а следовательно, предъявляются повышенные требования к использованию данной вещи в гражданском обороте. В частности, права на воздушное судно и сделки с ним подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон, регламентирующий порядок государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним на данный момент не принят, что создает правой вакуум, влияющий на полноценное использование воздушного судна в гражданском обороте.
Проблем в отрасли хватает, но очевидно одно. Перспектива развития гражданской авиации будет возможна только тогда, когда мы перейдем на качественно иной культурный уровень осознания этих проблем. Нам следует не только декларировать, ставить проблему, но учиться предлагать пути ее решения. А это станет возможным при повышении уровня правовой культуры общества в целом, и представителей отрасли гражданской авиации, в частности.
Источник: BizavNews
При перепечатке и цитировании публикаций сайта ссылка на BizavNews.RU обязательна