Подвел алгоритм управления полетом


Национальное агентство по безопасности полетов Италии (ANSV) опубликовало промежуточный отчет о результатах расследования катастрофы конвертоплана AW609

Национальное агентство по безопасности полетов Италии (ANSV) опубликовало промежуточный отчет о результатах расследования катастрофы конвертоплана AW609, которая произошла 30 октября 2015. В том полете воздушное судно проводило сертификационные тесты на максимальную скорость в пикировании. 

В промежуточном докладе от 23 июня говорится, что второй прототип AW609 с бортовым номером N604AG разбился из-за неконтролируемых колебаний по крену, которые возникли во время третьего испытания на пикирование и достижения воздушной скорости 293 узлов (542 км/ч).

В докладе сообщается, что пилот компенсировал эти колебания, используя обычные методы управления, однако нынешний алгоритм управления конвертопланом при таких движениях ручки управления взывает рыскание летательного аппарата для компенсации аэродинамических эффектов от винтов.

Эксперты ANSV считают, что эти рыскания в сочетании с колебаниями по крену создали резонанс, похожий на «колебания типа голландский шаг».

Это был первый полет с новой кормовой конфигурацией фюзеляжа и модифицированным хвостовым гребнем. Ранее в высокоскоростных полетах была достигнута скорость 285 узлов (528 км/ч).

«Во время последнего полета были выполнены два пикирования на максимальной скорости 293 узлов, во время выполнения третьего произошла авария», - говорится в докладе.

Опытный тренажер AW609, который используется для создания и разработки алгоритмов управления, был не в состоянии воспроизвести явление, которое произошло во время трагического полета. 

ANSV дало две рекомендации Федеральному авиационному управлению (FAA) и Европейскому агентству по авиационной безопасности (EASA), которые призывают к пересмотру аэродинамического поведения AW609 на высоких скоростях, что делает необходимым использование при испытаниях аэродинамической трубы. Кроме того, эксперты считают, что алгоритм управления в экстремальных условиях полета должен обеспечивать эффективность действий пилота и избегать неожиданных и самопроизвольных эффектов.