О том, что такое быть командиром элитного отряда, да еще и шеф-пилотом президента, "Итогам" рассказывает бывший шеф-пилот Михаила Горбачева и Бориса Ельцина Владимир Потемкин.
- Каждый полет - как хождение по лезвию ножа. В такой ситуации малейшая ошибка для пилота может поставить крест на его летной карьере. Если Михаил Сергеевич был пассажиром спокойным, не вникал в тонкости самого полета, то Борис Николаевич был крайне жестким: сказал - значит надо выполнять. Естественно, как президент и руководитель делегации, Ельцин был главным человеком на борту, однако ответственные решения, касающиеся полета, принимал только я, как командир воздушного судна. Если погода была ниже минимума, мы никогда не лезли на рожон. Хотя, признаюсь честно, в моей карьере бывали такие ситуации, когда погода не благоволила, а садиться было надо. Приходилось как-то выкручиваться, балансировать на грани фола. Например, за опоздание к ковровой дорожке даже на пару минут весь экипаж могли отстранить от полетов. И отстраняли! Как-то мы летели над океаном и должны были садиться на военно-морской базе "Эндрюс" в США. Погода была солнечная, как говорят летчики, "видимость миллион на миллион". Выполнив стандартную "коробочку", мы начали заводить правительственный лайнер Ил-62 на посадку. И вдруг приказ диспетчера: уйти на второй круг. Естественно, мы понимаем, что опоздаем и все расчеты полетят к чертям собачьим, но делать нечего: команда диспетчера обязательна для выполнения. Причем американцы почему-то захотели, чтобы я повел борт на посадку с противоположной стороны взлетки. Пытаясь сэкономить время, мы немного увеличивали крены на разворотах, однако на пять минут все же опоздали. При выходе из салона Ельцин посмотрел недобро: "Опять опаздываешь?" Я пытался объяснить ситуацию, но он лишь промолвил: "Потом разберемся", - и спустился к встречающим. Понимая, чем это может закончиться, я подошел к американскому генералу - командиру военной базы и спросил: зачем нас угнали на второй круг да еще и заставили сесть с другой стороны? Тот ответил, что при заходе нашего борта прямо по курсу на границе с военной базой остановился автомобиль с двумя подозрительными гражданами, и, чтобы не рисковать, нас отправили на второй круг.
Когда мы летели домой, меня вызвал для беседы глава администрации Бориса Ельцина Юрий Петров, который сообщил, что шеф создал комиссию по расследованию причин опоздания и после приземления экипаж тут же отстранят от полетов. К тому же кто-то сообщил президенту, что во время посадки мы не попали в створ взлетной полосы. Естественно, наш "боевой дух" был подорван. Петрову я доложил все как было, и он пошел к Ельцину. Тогда передо мной стоял вопрос, как спасти свой экипаж, ведь по большому счету никто из нас не был виноват. В итоге Ельцин поостыл, и вопрос был снят…
Летчики президента