Летчик – это не профессия. Это характер. Собранный, ответственный, целеустремленный… И все с приставкой «сверх». Ведь небо не прощает ошибок. А на земле эти качества, заключенные в одном человеке, могут приносить хорошие дивиденды. Главное – задать им правильный курс. Что и сделал президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов.
Летчик – это не профессия. Это характер. Собранный, ответственный, целеустремленный… И все с приставкой «сверх». Ведь небо не прощает ошибок. А на земле эти качества, заключенные в одном человеке, могут приносить хорошие дивиденды. Главное – задать им правильный курс. Что и сделал президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов.
Авиатор по духу, Сергей мечтал стать летчиком по профессии. Но врачи безжалостно покачали головами, выписали ему очки и настоятельно рекомендовали смотреть на небо с земли. Он мог бы безропотно подчиниться, получить диплом «Бауманки», заняться системами связи, организовать компанию по продаже радиостанций, потом пейджеров, затем мобильных телефонов, начать, наконец, разрабатывать интернет-проекты и окончательно перейти в категорию авиапассажиров. Он так и сделал. Но это был хитрый вираж.
Семь лет назад Сергей решил, что заработал достаточно денег, чтобы позволить давней мечте осуществиться, и купил свой первый летательный аппарат.
– Это самая дорогая покупка, которую я когда-либо делал, – вспоминает мой собеседник. – Это был американский Robinson R-44.
– Почему именно вертолет, а не самолет, например?
– Потому что маленькие частные самолеты – это, увы, пока не для России – нет никакой инфраструктуры. А планеры и парапланы – это все мелкотравчатое, игрушки, – усмехается Сергей. – Вот вертолет – серьезная штука...
Но научиться на нем летать оказалось не так-то просто. Получить права в России в то время было просто негде. И все же Сергей нашел себе инструктора. Им стал Дмитрий Ракитский, ныне его ближайший соратник и шеф-пилот аэроклуба «Истра».
И вот тут-то в Сергее снова проснулся бизнесмен:
– Когда я учился сам, цивилизованных аэроклубов не было. И я подумал: это тема выгодная, но никто ей почему-то серьезно не занимается. Я копнул глубже, и оказалось, что ниша была свободна не просто так. Законодательство вообще не позволяло этим заниматься. Государственная зарегулированность здесь была такая же, как в большой авиации. Не имело никакого экономического смысла заниматься этим бизнесом, соблюдая все правила игры. Но я был еще молодой и задорный. Так что бюрократией меня было не остановить.
***
Сергею с единомышленниками понадобилось немало времени и сил, чтобы подстроиться под законодательные реалии и найти не всегда очевидные способы нормально работать в существующем правовом поле. Но ломка стереотипов, которой на чистом энтузиазме занялись заболевшие небом, принесла свои плоды. Причем довольно скоро. Частные вертолеты поднялись в небо над Россией. А вместо своего телекоммуникационного бизнеса господин Филонов зарегистрировал компанию «Авиамаркет» и открыл вертолетный клуб «Истра».
– Теперь мы совершенно законопослушны, – говорит он, проводя мини-экскурсию по своему «вертолетному хозяйству», где можно и летать научиться, и «корочки» летчика получить, и купить летательный аппарат, и обслуживать свою «железную птицу» по полной программе.
По хрустящему снегу мы неспешно шагаем мимо рядов зачехленных вертолетов «на продажу». Рядом в уютном клубном домике кипит жизнь. В гостиной стоит крепкий аромат свежесваренного кофе и домашнего обеда. Пилоты забегают на пару минут – поздороваться, перекусить, полистать свежие газеты.
– У вас тут совсем как дома! – не удерживаюсь я от комплимента. – Большой семьей живете?
– Именно так. Моральный климат должен быть хорошим. Потому что если в летном подразделении нервозная обстановка – это предпосылка к летным происшествиям. Летчик перед полетом должен быть отдохнувшим, с улыбкой на лице, – отвечает Сергей и тут же демонстрирует ту самую улыбку. – Для того чтобы человек спокойно летал, техник обязан подготовить машину, служба топливного обеспечения – заправить вертолет, менеджеры – обеспечить прохождение заявок на вылет, медики должны свою работу сделать и т. д. У нас большой коллектив, человек сорок…
Тем временем мы уже шагаем к ангарам. Черная косматая собака Рокки весело семенит рядом и все время норовит лизнуть коленку. На площадке двое садятся в вертолет, она подбегает и к ним, отчаянно виляя хвостом.
– Видите, у нас тут плохих людей не бывает, – кивает на любвеобильную Рокки Сергей и тоже подходит к готовой взлететь машине. – Приятного полета, ребята!
Красный R-44 отрывается от земли, Рокки, борясь с ветром и захлебываясь звонким лаем, начинает нарезать круги вокруг. И вот тут я вижу небо в глазах Сергея и, кажется, начинаю понимать, почему люди заболевают этим раз и навсегда.
– А вы помните свой первый полет?
– У меня на следующий день болело лицо.
– Не понимаю...
– Мышцы свело. Я улыбался весь день, – поясняет он, делая твердое ударение на «улыбался».
– А какой у вас сейчас вертолет? Или, может, их несколько?
– Ну, у сапожника сапог-то обычно нет, – разводит руками он. – Я себе вертолет всегда выбирал долго – цвет, комплектацию и прочее. А когда он приходил и я только начинал на нем летать, кто-нибудь у меня его обязательно вырывал. Приходил покупатель и говорил: «Продай вертолет!» Я отвечал ему: «Нет вертолетов». – «А вот?» – и показывал на мой. – «Он не продается. Это мой». – «Ну ты же продаешь вертолеты, вот и продай этот мне. А себе другой купишь». Вот так меня разводили каждый раз. Трижды я продавал свой вертолет, потом понял, что лучше его и не покупать. Можно просто взять бесплатно у себя.
– И часто берете?
– Редко, но метко, – лаконично отвечает Сергей. – Россию я пролетел с юга на север и с запада на восток. Всю, до упора. Ну и вот только что мы вернулись из путешествия над Атлантикой.
– Короче говоря, не за грибами летаете, – шучу я и слышу в ответ:
– Почему это не летаю?! В год по пять раз минимум. У меня специальная технология. Я, как опытный грибник, знаю, как должен выглядеть лес – сверху все видно хорошо, дальше выбираю место, которое будет далеко от деревень и от дорог. Нахожу полянку, сажусь. И грибы там никто никогда не собирал. За 10 минут набираешь все емкости, которые у тебя с собой, и сваливаешь.
Правда, один раз у меня был неприятный эпизод, когда я в таком диком месте, где, естественно, не брал сотовый телефон, случайно выронил из кармана ключ от вертолета. Слава богу, нашел. Но это что! В другой раз я потерял вертолет. Трава высокая, а я впал в грибной азарт.
***
С шутками и байками Сергей рассказывал о жизни своей компании, о своих соратниках, стеснялся, когда я начинала расспрашивать его о нем самом. Впрочем, и так было совершенно очевидно – он многослойный человек, в котором вполне гармонично уживаются совершенно противоречивые начала. Здоровый авантюризм и ответственность, азарт и деловитость, юмор и серьезность. Он хочет делать только то, что нравится, но при этом не забывает о материальной стороне вопроса.
– Есть куча способов зарабатывать большие деньги на неинтересных делах. Я предпочитаю зарабатывать меньшие деньги (но все-таки деньги) на деле, которое мне нравится и у которого есть перспективы, – честно признается Сергей.
Вот, например, вертолет, по его мнению, незаменимое для России средство передвижения. Своего рода «воздушная маршрутка» в тех местах, где дорог вообще нет, а самолет гонять невыгодно, да и посадить негде. Надо только довести до совершенства летное законодательство, к чему Сергей собирается приложить максимум усилий.
Но это все так – работа. Вместо хобби, ставшего бизнесом, Сергей увлекся естественными науками. И замахнулся в своих изысканиях ни много ни мало – на вопросы человеческого долголетия.
– У меня есть определенные планы, как решить эти серьезнейшие задачи с помощью нетривиальных подходов. И я собираюсь перевернуть мир, честно говоря, – загадочно сказал он на прощание.
Ася Романовская