Профессиональный инструмент

Спустя всего пять месяцев после выхода на рынок мобильных приложений, Upcast JetBook занимает 3 место в категории “Лучшее мобильное приложение” в престижном конкурсе WEBBIES, ежегодно проводящемся старейшим авиационным изданием Flightglobal. Чтобы удовлетворить свой профессиональный интерес, мы обратились к издателям Upcast JetBook Ивану Веретенникову и Алексею Королеву

Спустя всего пять месяцев после выхода на рынок мобильных приложений, Upcast JetBook занимает 3 место в категории “Лучшее мобильное приложение” в престижном конкурсе WEBBIES, ежегодно проводящемся старейшим авиационным изданием Flightglobal.

Редакция BizavNews активно использует в своей работе это приложение, и нам небезразлична его судьба. Чтобы удовлетворить свой профессиональный интерес, мы обратились к издателям Upcast JetBook Ивану Веретенникову и Алексею Королеву.

  

Когда и как возникла идея сделать такое приложение? И сколько времени ушло на его разработку?

Иван Веретенников: Нам самим всегда было нужно что-то подобное. При написании статей, подготовке сравнительного анализа для заказчиков, да и просто для лучшего понимания разницы между различными моделями бизнес-джетов мы постоянно были вынуждены листать толстые справочники или пытаться найти нужную информацию на различных сайтах. Основной проблемой всех существующих на тот момент решений было неудобство: чтобы сравнить три-четыре самолета, нужно было либо использовать закладки, либо пробиваться сквозь дебри неудобного интерфейса, чтобы добиться результата. И ни одно решение нельзя было положить в сумку и унести на деловую встречу. Когда появился iPad, и мы ознакомились с его возможностями, стало понятно, что с его помощью можно реализовать все наши замыслы. А уж в том, что подобный продукт нужен тысячам людей по всему миру, мы не сомневались. Видим таких на каждой профильной выставке - и теперь принимаем благодарности. Так как продукт мы делали с нуля, нам с разработчиками REDMADROBOT пришлось методом проб и ошибок находить оптимальные варианты, и процесс несколько затянулся. Тем не менее, где-то за полгода мы справились.

Исследовали ли на начальном этапе App Store на предмет конкурентов?

Иван Веретенников: Честно говоря, особых исследований не потребовалось, чтобы понять - никто подобных приложений не делал. Иначе мы бы давно ими пользовались. С тех пор, как появился Upcast JetBook, я сам открываю его постоянно - то во время работы над статьями, то при телефонном разговоре. Он всегда под рукой и содержит тщательно проверенную информацию, которую к тому же можно обновлять. Ничего подобного на App Store сегодня нет, хотя конкурентам давно пора объявиться. Было бы интересно посмотреть на разные интерпретации такого продукта.

Понятно, что Apple не предоставляет разработчикам данные покупателей, но есть ли у вас информация о том, в каком регионе наиболее востребовано приложение? Англоязычное приложение с самого начала, наверно, ориентировано на западные рынки. Оправдался этот расчет?

Алексей Королев: Безусловно, мы ориентировались на зарубежный, вернее на глобальный рынок. Во-первых, несмотря на быстрые темпы развития, в мировом масштабе российский рынок сравнительно невелик - поставки новых самолетов сюда едва ли достигают 5-7% от общего объема. Рынок бизнес-авиации глобален, именно поэтому мы сделали JetBook максимально “интернациональным” - отсюда английский как единственный рабочий язык и две системы счисления в характеристиках. В целом, география продаж оправдала наш расчет. Основная масса покупок совершается вне российского App Store. Лидируют покупатели из США, что вполне понятно, ведь это крупнейший рынок деловой авиации. Правда, Россия занимает почетное второе место по числу покупок, но относительно общего объема это не так уж много. По крайней мере, недостаточно для того, чтобы считать ее абсолютным приоритетом. Кстати, в многочисленных отзывах, которые мы получаем от наших клиентов, ни разу не прозвучала жалоба на то, что работа с приложением на английском языке вызывает какие-либо трудности.

Разрабатывалась ли какая-то определенная рекламная или PR-компания, или распространение JetBook было «стихийным»?

Алексей Королев: Мы прекрасно понимали и понимаем, что аудитория нашего приложения не так уж велика, специфична, и достичь ее не очень просто. Тем не менее, мы спланировали определенную компанию информационной поддержки. Публикации и обзоры Upcast JetBook появились в в нескольких авторитетных западных и российских изданиях, таких как журналы Altitudes, Flight, Aviation Week, Robb Report Russia, P1 Magazine, Business Jet Interiors и других. Нам приятно внимание к нашему проекту со стороны популярного отечественного издания о бизнес-авиации Bizavnews.ru. Однако мы не считаем, что уже достигли максимального эффекта, и продолжаем работать над продвижением нашего продукта.

Информацию по самолетам брали из открытых источников или работали с производителями?

Алексей Королев: За нашими плечами - работа над созданием нескольких печатных справочников по самолетам бизнес-авиации. Так что и опыт есть, и информация наработана. Мы собрали прекрасную собственную базу данных, основанную, главным образом, на информации производителей. По-большому счету, для этого проекта нам пришлось лишь немного актуализировать эту базу, работы с “абсолютного нуля” в плане информации не было. Экономические характеристики мы предпочли взять из независимых источников, в частности, у известной и авторитетной компании Conklin & de Decker. Вся информация в приложении регулярно обновляется, как, наверно, уже успели заметить наши клиенты.

Что за параметры Performance UpRate и Relative Efficiency UpRate, которые присутствуют в спецификациях самолетов?

Иван Веретенников: Как известно, плохих самолетов не бывает, и очень сложно сказать, какой из них лучше - потому что это “лучше” в каждом случае свое. Тем не менее, нам потребовался способ выражать разницу в числах. Так появились два коэффициента UpRate - первый демонстрирует соотношение объема салона, дальности полета, максимального взлетного веса и крейсерской скорости. Скажем, самолет с большим салоном, который летает не очень далеко - Challenger 850 - будет по этому параметру равен Falcon 900DX, который существенно меньше, зато летает дальше и быстрее. Второй - коэффициент относительной эффективности. Он добавляет в уравнение стоимость. То есть Falcon 900LX, превосходящий Embraer Legacy 600 по Performance UpRate, будет уступать ему в эффективности за счет пропорционально гораздо более высокой стоимости. Для первого взгляда на различные модели, этих несложных коэффициентов оказалось вполне достаточно, и мы решили включить их в JetBook.

Недавно каталог пополнился новыми «старыми» моделями. Продолжится работа по расширению и развитию приложения?

Алексей Королев: Дальнейшее развитие приложения пойдет в первую очередь в сторону расширения списка представленных в нем самолетов, а также совершенствования пользовательского интерфейса и оттачивания мелких, но тем не менее важных деталей.

Кроме того, JetBook представляет собой готовую платформу с широким и гибким функционалом, на ее основе мы предлагаем участникам рынка деловой авиации эффективные решения по созданию брендированных приложений. С этой точки зрения JetBook служит основой для формирования целого ряда продуктов.

А планируете добавлять вертолеты и турбопропы?

Иван Веретенников: Мы рассматриваем варианты и возможности. Если включение турбовинтовых самолетов в исходное приложение еще можно реализовать, да и по своей сути они конкурируют скорее с легкими реактивными самолетами, чем с поршневиками (для которых, кстати, подобное приложение тоже окажется очень востребованным), то вертолеты в JetBook включать, пожалуй, не стоит. Это совершенно другие машины, с другим набором параметров, и для них имеет смысл создать отдельное приложение с похожей философией, но некоторыми важными изменениями.

Развитие приложения предполагает переход на другие мобильные платформы?

Алексей Королев: Мы рассматриваем разные возможности, но пока не спешим принимать конкретных решений. В основе самой идеи JetBook лежит две составляющих - приложение должно выполнять информационную (то есть содержать самые актуальные и полные данные) и презентационную функцию (то есть должно представлять эту информацию максимально наглядно, стильно и удобно). Поэтому наиболее полно функционал приложения может быть реализован в формате именно планшетных устройств. Пока ни одно устройство, в том числе на платформе Android, не может предоставить нам тот охват аудитории, который обеспечивает лидер этого рынка - iPad.

Будете еще как-нибудь использовать опыт разработки JetBook?

Иван Веретенников: Если брать платформу в ее нынешнем виде и изменять минимально, можно сделать брендированное приложение, в котором представлена линейка конкретного производителя или список самолетов на продажу брокера. Ввиду относительно невысокой сложности такой модификации, данное предложение пользуется успехом, и мы сейчас уже работаем над парой подобных проектов. Возможны и более сложные варианты - скажем, представление флота конкретной авиакомпании с возможностью отправить заявку на рейс прямо из приложения на выбранном самолете, или версия, в которой дизайнерская студия сможет показывать примеры салонов для тех или иных моделей, с возможностью реализации трехмерных “прогулок” по виртуальным салонам. Сделать такое приложение тоже в наших силах, однако это более сложный и затратный проект. Впрочем, заинтересовавшиеся есть и здесь. Не стоит забывать, что iPad по-прежнему сохраняет некий wow-фактор, и если у вас есть свое качественное и красивое приложение, в глазах ваших клиентов это выглядит как плюс: вы идете в ногу со временем.

Заработать удалось на JetBook? Затраты отбились?

Иван Веретенников: Не раскрывая коммерческой тайны, можно сказать, что наши ожидания как по востребованности приложения, так и сроку окупаемости вполне оправдались. Каждый день по меньшей мере несколько человек из разных уголков планеты покупает полную версию, а бесплатным счет идет на десятки, а иногда и сотни. Помимо розницы, у нас есть еще несколько источников дохода. Расширение продуктовой линейки и создание брендированных приложений на базе JetBook сделает проект не только большим подспорьем для нашей целевой аудитории, но и однозначно прибыльным для нас. Опять же, стоит учитывать, что пока продажи идут практически без рекламы, благодаря уникальности самого приложения, а также публикациям в различных СМИ и “сарафанному радио”. И для продукта, который “продает сам себя”, JetBook продается отменно.

Спрошу как экспертов, что ждать производителям в 2012 году? Если кратко.

Алексей Королев: Думаю, производители сами прекрасно понимают, что их ожидает в ближайшем будущем - по крайней мере, такое ощущение складывается при наблюдении за их поведением. Резкого начала нового бума и взрывного роста спроса на новые самолеты ждать пока не стоит. Однако надеяться на дальнейшее выравнивание рынка и постепенное улучшение ситуации в отрасли вполне возможно. Есть основания полагать, что в прошлом, 2011 году падение объемов производства новых бизнес-джетов достигло своего пика, и в 2012 дальнейшего снижения объема поставок не произойдет, хотя и на значительный рост я бы тоже не рассчитывал.

Источник: BizavWeek # 6 (107)