На только что закончившейся выставке NBAA 2011 американский производитель стал единственным, кто анонсировал новые модели бизнес-джетов на этом шоу. Однако вчера в американской прессе пошел слух о возможной покупке Cessna китайцами.
На только что закончившейся выставке NBAA 2011 американский производитель стал единственным, кто анонсировал новые модели бизнес-джетов на этом шоу. Пускай, это по сути глубокая модернизация уже существующих моделей, но остальные производители показывали то, что посетители и так уже видели. Но эта ситуация только на первый взгляд позитивна.
На самом деле, все производители уже давно работаю над обновлением своих линеек. И Cessna пока опаздывает в этой гонке. И на фоне своих прямых конкурентов - Hawker Beechcraft и Embraer - американский производитель теряет очки в борьбе за клиентов. С Embraer’ом вроде понятно - успешная линейка легких бизнес-джетов Phenom захватывает исконно американский производственный сегмент, а на подходе еще и средние Legacy 450/500, разрабатываемые с чистого листа. Hawker Beechcraft, несмотря на очень сложную ситуацию с обновлением линейки, пытается идти по другому пути: вывод производства из США в Мексику и разработка пакетов обновления XPR для популярных в прошлом Hawker 400XP и Hawker 800XP, а также всеми силами пытается сократить расходы.
То есть получается, что Cessna оказалась между двух разных стратегий: с одной стороны агрессивный Embraer, а с другой Hawker Beechcraft идущий по пути сокращения расходов. А Cessna не может принять ни один из подобных путей, так как для разработки совершенно новых моделей нет денег, а выводить производство в третьи страны и переключиться только на поддержку существующего авиапарка – «гордость» не позволяет (все-таки Textron производственный холдинг и на финансовые результаты «дочек» смотрит несколько иначе, чем материнская Goldman Sachs на результаты Hawker Beechcraft). Получается замкнутый круг.
Может быть именно поэтому пошел слух о возможной покупке Cessna китайцами. Вчера в американской прессе начались обсуждения такого поворота дел для американского производителя. Насколько реален такой поворот в судьбе знаменитой компании, выясняет KAKEland.
Китайский эксперт Джейсон Ляо говорит, что это неизбежно, Китай, в конечном счете, будет доминировать на рынке бизнес-джетов. Тем не менее он говорит, что необходимо устранить множество препятствий, прежде, чем Китай сможет «вонзить зубы» в такую компанию как Cessna, или любую другую.
На этой неделе, многие авиационные заголовки с выставки NBAA 2011 были связаны с Китаем и его желанием утвердиться в качестве основного игрока на авиационном рынке. Г-н Ляо говорит, что производители должны, и уже рассматривают возможность создания производственных линий в Китае.
Авиационный аналитик Ричард Эбулафиа (Richard Aboulafia) согласен с китайским коллегой, что, даже если Textron и готов продать Cessna, то он не ожидает, что произойдет в ближайшее время. Также г-н Эбулафиа сомневается в возможности переноса производства в Поднебесную. Ричард Эбулафиа просто не видит в Китае компанию, которая купила бы Cessna и перенесла ее в Азию. Более вероятно, что в случае покупки, Китай сохранит Cessna на ее нынешнем месте.
По мнению г-на Эбулафиа, еще не пришло время для Китая покупать таких крупных производителей, потому что в стране пока не либерализовано воздушное пространство, и это не позволяет бизнес-джетам свободно летать по всей стране. Он также говорит, что Китаю еще предстоит долгий путь до того, что бы стать хорошим местом для производства деловых самолетов.
В случае продажи Cessna, Textron признал бы, что у одного из его основных подразделений мало надежды на выздоровление. По словам Ричарда Эбулафиа, он пока не видит, что ситуация в Cessna настолько плоха.
Textron и Cessna эти слухи не комментируют.