Предпосылки есть, но возможностей мало


Развитие бизнес-авиации в Макао тормозят размеры острова

Макао – это место для игры во всех смыслах. Днем можно бесконечно гулять тропами португальского прошлого, окунувшись из Китая в историческую Европу, а на всю ночь отдаться казино, шоу-программам и представлениям, слава которых выходит далеко за пределы этого полуострова. Помимо богатого исторического прошлого, архитектура Макао гордится своим настоящим. В наши дни Макао как никогда извлекает выгоду от торговли и туризма, и в планах — развитие всех видов ориентированных на семейный бизнес торговых центров, тематических парков, башен и мостов, что базируется на привлекательности анклава как игрового рая. Колоссальные доходы от игровых заведений (более 70% местного бюджета – налоговые поступления от игрового бизнеса) обеспечили региону активное строительство первоклассных небоскребов, эффектных мостов и поразительно гладких дорог. И все это как магнит притягивает инвесторов и просто состоятельных людей со всего мира для долгосрочных  вложений и азартного времяпрепровождения.

Авиация на полуострове играет основную роль в транспортной инфраструктуре. Международный аэропорт Макао (Macau International Airport) расположен на восточной оконечности острова Тайпа и в прибрежных водах, это единственный аэропорт в Макао. Он является обычным местом стыковок рейсов между материковым Китаем и Тайванем, а также является хабом для пассажирских рейсов между китайскими аэропортами и Юго-восточной Азией. Как и Гонконг, Макао ведет собственную иммиграционную политику и является самостоятельной таможенной территорией от материкового Китая. Пассажиры, следующие между Макао и материковым Китаем, проходят иммиграционный и таможенный контроль. Рейсы между Макао и материковым Китаем считаются международными. Аэропорт был открыт в ноябре 1995 года, во время португальского правления. К тому времени на территории Макао было только 2 временных аэропорта для маленьких самолетов, а также несколько временных хелипортов.  Cathay Pacific осуществляла полеты на гидросамолетах между Гонконгом и Макао в конце 1940-х. Единственными регулярными рейсами в начале 1990-х из Макао было вертолетное сообщение с Гонконгом, которое осуществляла East Asia Airlines.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта была построена на искусственной насыпи в море, рядом с островом Тайпа, на котором расположены главный терминал и средства обслуживания управления воздушным движением. Расчетная пропускная способность аэропорта — 6 000 000 пассажиров в год, одновременно аэропорт может пропустить до 2 000 пассажиров в час. Аэропорт работает круглосуточно. Есть 24 места стоянки для самолетов на перроне, 4 телетрапа.

Объем бизнес-перевозок на полуострове растет из года в год. С момента открытия первого специализированного центра по обслуживанию рейсов бизнес-авиации в 2005 году, в течение двух лет трафик был достаточно слабым - около 400 самолетов в год, но начиная с 2011 года деловая активность пошла вверх, и в прошлом году через аэропорт «прошло» около 1500 рейсов, а в этом году и вовсе прогнозируется 15% рост.

Сейчас в Макао относительно развитая инфраструктура для бизнес-пассажиров и владельцев самолетов. Единый провайдер услуг Macau Business Aviation Center имеет в аэропорту собственный FBO и ангарный комплекс, и все бы хорошо, но ограниченная площадь аэропорта не позволяет существенное развитие сегмента. Но все же зеленый свет дан. Авиационные власти полуострова утвердили генеральный план развития бизнес-перевозок, по которому до 2030 года будет «насыпана» дополнительная площадка под строительство объектов площадью в 89600 кв.м. (сейчас под нужды бизнес-авиации отданы лишь 12000 кв.м.). Тогда же по прогнозам экспертов трафик вплотную приблизится к отметке в 6000 рейсов. Прежде всего на «новых территориях» будут построены парковочные стоянки, которых сейчас катастрофически не хватает. Разработчик проекта ADP Ingenierie уже подготовил свой проект и представил его на суд авиационных чиновников. Проект будет запускаться поэтапно, а подготовительные работы начнутся не позднее 2014 года. А до конца 2014 года на небольшом пятачке все же появится новый объект – специализированный ангар для хранения и работ по ТОиР (площадь ангара будет составлять более 2000 кв.м.). Примечательно, что экономя буквально каждый сантиметр площади, новый ангар будет многопрофильным. Здание высотой 36 метров под одной крышей соберет сервисный центр и офисы компаний. 


Все это стало возможным благодаря сильному лобби со стороны местных бизнес-перевозчиков, которых, несмотря на микроскопическую площадь Макао, здесь много. Основные из них - Macau Jet International, JetAsia Limited и East Asia Airlines обладают суммарным парком, состоящим более чем из 30-ти воздушных судов, которые базируются на постоянной основе в аэропорту, и их надо где-то хранить и обслуживать. Итоги объявленного тендера подведут в августе, и через 10 месяцев новый ангар начнет функционировать. Подробно  генеральный план развития бизнес-перевозок на Макао будет презентован на Международной выставке-конференции «Asian Business Aviation Conference and Exhibition - ABA 2013 Macau», которая пройдет в этом году с 19 по 21 мая в Макао при поддержке AsBAA (Asian Business Aviation Association).