Рай для споттеров и авиаромантиков


Аэропорты практически никогда не становятся главной достопримечательностью. Они нужны для того, чтобы организовать путешествие к другим достопримечательностям. Исключение из правил — аэропорт им. принцессы Юлианы на карибском острове Сен-Мартен

Аэропорты практически никогда не становятся главной достопримечательностью. Они нужны для того, чтобы организовать путешествие к другим достопримечательностям. Исключение из правил — аэропорт им. принцессы Юлианы — ради него многие туристы прилетают на карибский остров Сен-Мартен.

Cтранное место, — жаловалась пожилая канадка, пока мы с годовалым сынишкой прогуливались по террасе гостиницы Sonesta Maho Beach, — люди здесь неприветливые и очень шумно. Кому это в голову пришло построить аэропорт рядом с гостиницей?!" Я не стал расстраивать старушку тем обстоятельством, что международный аэропорт им. принцессы Юлианы появился на острове еще в 1942 г. как военный аэродром — задолго до того, как на заморских голландских и французских территориях расцвела индустрия туризма. И даже в 1964 г., когда аэропорт был полностью перестроен в гражданский, этой гостиницы не было и в проекте. Да и свое название гостиница Sonesta Maho Beach получила по имени пляжа, знаменитого благодаря соседству с аэропортом.


Впрочем, это даже не соседство. Можно сказать, что пляж Махо-Бич — такая же неотъемлемая часть аэропорта Сен-Мартена, как терминал, рулежные дорожки или взлетная полоса. Собственно, пляж и есть продолжение этой полосы, которая упирается в песок (узкая дорожка для автомобилей между ними не в счет). И именно эта удивительная возможность — провести отдых на одном из самых необычных аэродромов мира, постоять под пролетающим в 20 метрах над тобой Boeing 747, быть унесенным реактивной струей воздуха в море — ежегодно заставляет тысячи людей приезжать на этот маленький карибский остров.

Сен-Мартен — крохотное островное государство, расположенное на одном из потухших вулканов гряды Малых Антильских островов. Точнее, это сразу два государства, так как островок разделен на две части: южную — голландскую, и северную — французскую. Вторая больше в размерах, однако основная жизнь сосредоточена на юге. Это во многом обу­словлено инфраструктурными причинами: и аэропорт, и порт Сен-Мартена расположены на голландской стороне. Да и население голландской стороны чуть больше. Впрочем, еще один аэродром, равно как и морской порт, есть и на северной стороне. Но аэропорт совсем маленький, он служит только для местного сообщения в пределах Карибов. Однако сам факт наличия двух аэропортов делает остров рекордсменом по плотности аэродромов на размер территории и душу населения.

Различается и статус двух частей острова. Французская сторона остается частью французских заморских территорий и управляется французским правительством напрямую, считаясь частью ЕС. Голландская часть, всегда имевшая высокую степень автономии, с 2010 г. стала независимым государством — правда, внутри Королевства Нидерланды. Но этот факт никак не сказывается на возможностях перемещения внутри острова. Граница между двумя частями выступает одним из немногочисленных туристических аттракционов, который, впрочем, не может спорить по популярности с аэропортом им. принцессы Юлианы и пляжем Махо-Бич.

Узкая полоска мельчайшего кораллового песка протяженностью в пару сотен метров превращается в оживленный муравейник в пиковые для аэропорта часы, когда прилетают широкофюзеляжные самолеты Boeing 747 авиакомпании KLM и Airbus A340 Air France. Большинство остальных самолетов, прилетающих на остров, принадлежат американским перевозчикам — US Airways, Delta Air Lines, United и пр. Сотни людей приходят сюда за необычными ощущениями, многотонная огромная машина, проходя над наблюдателями в считанных метрах, обдувает их теплым воздухом из двигателей. Особенно привлекателен пляж Махо для любителей авиационной фотографии — снимки удивительных посадок самолетов неизменно пользуются большим интересом. Да и шанс совместить любимое увлечение с отдыхом предоставляется далеко не во всех странах. Впрочем, фотографами на Махо становятся все без исключения, потому что остаться равнодушным к увиденному зрелищу очень непросто.

Кстати, есть и другой пляж, черепаший, он идет вдоль полосы, и наблюдателей там всегда не много. Он также выходит прямо к ограждению аэропорта, но оттуда хорошо любоваться взлетами. Аэропорт им. принцессы Юлианы — один из самых сложных для пилотирования: с одной стороны полоса упирается в море, что вынуждает пилотов совершать заход на посадку только визуально, с другой же стороны он окружен горами, что предполагает активное пилотирование при взлете с уходом вправо. Иногда взлеты совершаются в сторону моря, но поскольку ветер, как правило, всегда западный, то взлеты в этом направлении — редкость.

Есть на Махо место и для любителей экстрима. Попытка устоять под потоком воздуха, вырывающегося из реактивного двигателя в момент старта самолета, давно стала местным видом спорта. Полоса в аэропорту относительно короткая — всего 2300 м, так что самолет на старте становится к самому забору, за которым и начинается пляж. Я пробовал дважды, правда, выбирал самые жесткие варианты, оказываясь строго в середине потока. Поражения свои признавал быстро, оказываясь в волнах Карибского моря. Однако встречаются умельцы, которые не превращаются в унесенных ветром. Забава на любителя — мелкий песок, больно хлещущий по телу в момент старта, будет потом сыпаться с вас несколько дней. Но незабываемые ощущения, как в эпицентре урагана, гарантированы.

К вечеру пляж Махо пустеет — остатки отдыхающих перемещаются в знаменитый Сансет-гриль-бар, где к этому времени появляются свободные места. Сам Сансет-бар — главное место для любителей авиации. Перед баром установлена доска для серфинга, на которой каждое утро мелом пишут расписание полетов на день, а по периметру бара установлены динамики — так, чтобы посетители могли слышать переговоры пилотов и диспетчеров. Поэтому о прибывающем самолете можно узнать заранее, неспешно потягивая коктейль и местное пиво "Кариб" с лаймом в ожидании ребрышек или гамбургера. В 2008 г. ураган почти разрушил Сансет-бар (но его быстро восстановили) и смыл в море пляж (остались только камни) — песок пришлось привозить заново.

Аэропорт живет активной жизнью весь солнечный день, и даже после заката полеты не прекращаются. За год аэропорт обслуживает свыше 1,5 млн пасс., эта цифра сопоставима с количеством пассажиров в аэропортах российских городов-миллионников. Терминал аэропорта — аккуратный и просторный — мог бы стать предметом зависти пассажиров большинства крупных российских городов. Большой поток путешествующих формируется как за счет туристов, так и за счет трансферных пассажиров. Сен-Мартен из всех островов гряды Малых Антил расположен ближе всего к Европе, что делает его удобным пунктом для трансфера. Если большие самолеты прилетают на остров с интервалами в часы (не считая пика в середине дня, когда они появляются чаще), то малая авиация работает непрерывно, организуя сообщение с большинством соседних территорий.

Кстати, полет на один из таких островов может стать еще одним способом развлечения для туристов — это недешево, но очень интересно. Местная авиакомпания Winair летает на большинство из соседних островов. Главное — не забывать про особый визовый режим: на французские, голландские и английские острова нужны отдельные визы. Это ощутимый минус, который, конечно, сдерживает развитие туризма из России и других стран.

Развит в Сен-Мартене и своеобразный мультимодальный транзит, когда авиапассажиры пересаживаются с самолета на другой вид транспорта — водный; в его роли выступают многочисленные яхты и круизные лайнеры, которые останавливаются у острова.

Федор Борисов

Источник: АТО