Бизнесмен Александр Флегинский решил возобоновить регулярные полеты из Березников
Вчера имущество бывшего аэропорта в Березниках выкупил на аукционе Александр Флегинский, владеющий сетью кинотеатров и компанией по продаже вертолетов. Он намерен реконструировать аэропорт и восстановить самолетные авиаперевозки из северной столицы Прикамья. Эксперты говорят, что этот проект без дотаций будет убыточным. По информации „Ъ“, покупая аэропорт, господин Флегинский в первую очередь собирается использовать его в качестве площадки по развитию на севере края вертолетного бизнеса.
Вчера Фонд имущества Пермского края провел свой последний аукцион (до июня этого года фонд будет ликвидирован) и продал имущество аэропорта Березники, который не функционирует уже около семи лет. На торги были выставлены здания и сооружения на земельном участке площадью 133 га в городе Березники. На аукцион было подано две заявки — от ООО «Лидер» и от Александра Флегинского как от физического лица. В итоге по начальной цене 61,7 млн рублей актив достался пермскому бизнесмену, владельцу вертолетной компании «Геликс» и сети кинотеатров «Very Velly».
Ъ Аэропорт Березников находится в краевой собственности с 2003 года, он был выкуплен в результате банкротства муниципального авиапредприятия за 4 млн рублей. К тому моменту из-за убыточности регулярные полеты из Березников были прекращены. Тогда же власти Прикамья отдали объект в безвозмездное пользование «Пермским авиалиниям» (ПАЛ) на пять лет. Причем все это время власти оплачивали ПАЛ содержание аэропорта. В 2006 году администрация отказалась содержать аэропорт и начала готовить его к продаже. В имущественный комплекс входят объекты недвижимости, пять воздушных судов типа Ан-2 и привокзальная площадь. Аэропорт может принимать воздушные суда: Ан-24, Як-40, Ил-114.
Господин Флегинский сообщил „Ъ“, что намерен реконструировать аэропорт и восстановить его работу. «Мы считаем, что этот район, где живут 300 тыс. жителей, нуждается в том, чтобы оттуда была возможность летать (в Березниках живут чуть меньше 200 тыс. жителей, если учитывать прилегающие территории, порядка 400 тыс. — „Ъ“), — пояснил он.— Для начала нужно будет вернуть статус аэропорта. Будем пытаться». Сейчас бизнесмен планирует подготовить проект реконструкции аэропорта и добиться сертификации, чтобы получить возможность, как и раньше, принимать суда класса Як-40 и Ил-114. В планах нового владельца — как самолетные, так и вертолетные авиаперевозки, развитие деловой авиации. Планов по застройке этого участка жильем у бизнесмена нет.
Ранее Александр Флегинский говорил „Ъ“, что этот актив ему неинтересен. «Мы решили, что авиация будет развиваться, аэропорты будут востребованы, поэтому решили проинвестировать», — объяснил он смену позиции. По словам бизнесмена, пока никаких переговоров с авиакомпаниями, которые бы могли летать из Березников, он не вел. Сколько может стоить проект реконструкции недействующего аэропорта, бизнесмен оценить затруднился. «Это достаточно длинные инвестиции», — отметил он. Для сравнения, строительство нового аэропорта в городе Чайковском эксперты „Ъ“ оценивали примерно в $50 млн.
«В 2007 году мы изучали возможность возобновления работы Березников. По нашим подсчетам, новому инвестору необходимо вложить еще 80–100 млн рублей. Такие средства требуются на восстановление светосигнального оборудования, создание всех наземных служб, включая управление воздушным транспортом, а также на прохождение сертификации в Росавиации», — считает первый замгендиректора «Пермских авиалиний» Вячеслав Текоев. В ПАЛ скептически смотрят на восстановление полетов так называемой большой авиации. «В 1990-е годы уже был рейс Березники — Москва. Он летал благодаря дотациям из местных бюджетов и финансовой помощи местных предприятий. Большое Савино как аэропорт окупается за счет объемов перевозок — за год более 300 тыс. отправленных пассажиров. В Березниках столько пассажиров не наберется. Единственный выход — это дотации», — считает эксперт.
Глава Березников Андрей Мотовилов считает, что успех проекта будет зависеть от подхода в развитии бизнеса и долгосрочной стратегии. «Если она будет верная, то аэропорт Березников будет достаточно востребован. Но это, безусловно, стратегия минимум на семь-пятнадцать лет», — отметил господин Мотовилов. По его словам, ранее спрос на рейсы, например, до Москвы формировался в основном за счет работников крупных предприятий, и с точки зрения бизнеса это пока маловыгодно. «Мы приложим максимум усилий, чтобы помочь развитию аэропорта, — заявил глава города. — Это может быть совместный поиск соинвесторов, если это необходимо, и привлечение к перевозкам жителей и Березников, и Соликамска». В правительстве Пермского края проект тоже поддерживают, считая его перспективным. Начальник управления транспорта и связи министерства градостроительства и инфраструктуры Пермского края Денис Гвоздев отметил, что это единственный аэропорт в крае с асфальтобетонной полосой, который возможно реконструировать.
Источник „Ъ“ в компании «Геликс» отметил, что стимулом к покупке было в первую очередь желание максимально развивать вертолетный бизнес. Прежде всего, аэропорт важен для вертолетной компании как стратегическая площадка для развития северных маршрутов. «Геликс» уже активно взялся за развитие бизнеса: в его парке сейчас 14 вертолетов, компания организовала вертолетный клуб и первый в регионе бутик, где продаются вертолеты Robinson и Eurocopter 130. По словам источника „Ъ“, имущество березниковского аэропорта, скорее всего, войдет в ЗАО «Геликс», что существенно повысит капитализацию компании. «Самолетные авиаперевозки — не первостепенная задача. В дальнейшем ими, скорее всего, будут заниматься другие перевозчики. «Геликс» может быть прежде всего держателем аэропорта», — отметил источник.
Анастасия Костина
Коммерсант Прикамье