Challenger 300 NG: Каким он будет?


Странно, что Bombardier не озаботились обновлением «трехсотого» раньше. Пусть он все эти годы отменно продавался, но конкуренты из Gulfstream и Dassault уже запустили G280 и Falcon 2000S, а Embraer подпирает снизу с Legacy 500

Модельный ряд Bombardier в последнее время обновляется очень активно, и мы рискнули предугадать, какой бизнес-джет из модельного ряда компании подвергнется доработке в ближайшем будущем. И самое главное - как будет выглядеть это обновление. Хотите - верьте, хотите - проверьте.

На днях решил написать обзор какого-нибудь бизнес-джета. В уме перебрал, пожалуй, все актуальные для российского рынка модели, и оказалось, что найти вариант крайне сложно. Все либо уже описано, либо неактуально. Ко второй категории я отнес и популярный Challenger 300, которому в этом году исполняется 12 лет. Я обратился в Bombardier, и они отчасти подтвердили мои догадки: скоро анонсируют апгрейд. А так как конкретики нет, я решил немного пофантазировать на тему. На EBACE посмотрим, что же будет на самом деле.

Странно, что Bombardier не озаботились обновлением «трехсотого» раньше. Пусть он все эти годы отменно продавался, но конкуренты из Gulfstream и Dassault уже запустили G280 и Falcon 2000S, а Embraer подпирает снизу с Legacy 500. У «Гольфстрима», традиционно, самая большая дальность полета. У 2000S – салон большого класса и высокая скорость. У Legacy 500 – ЭДСУ. Да и стоит он по каталогу на 6 миллионов дешевле. Чем ответят канадцы?

Начнем с головы. В первую очередь, пора менять кокпит. Вместо Rockwell Collins ProLine 21 поставят Pro Line Fusion, вероятно, с сенсорными экранами. Как и на остальных бизнес-джетах Bombardier нового поколения, назовут это Vision FlightDeck. Наверняка в качестве опций предложат все comme il faut: индикаторы на лобовом стекле, системы синтетического и улучшенного видения, автоматы тяги, дополнительные метео- и навигационные системы. Что-то из этого могут даже предложить «в базе». Одно вряд ли: ЭДСУ. Такие серьезные перемены Bombardierвряд ли стали бы скрывать и анонсировали бы уже давно.

Чего еще не хватает в Challenger 300? Американцы его любят за то, что при любой загрузке и любом ветре он летит с одного побережья на другое. Нам же лишняя дальность никогда не помешает, да и улучшенные взлетно-технические характеристики придутся кстати. Отчасти этого добьются апгрейдом двигателей(стоит отметить, что на G280 как раз и стоят доработанные двигатели серии Honeywell 7000, которая дебютировала на Challenger 300). Чуть больше тяги, улучшенные экономические и шумовые показатели – вот и небольшой выигрыш в дальности полета, а также возросшая скороподъемность. По части аэродинамики, на первый взгляд, дорабатывать нечего. Разве что поставить какие-нибудь усовершенствованные винглеты. Еще один вариант – увеличить емкость топливных баков. Но для этого нужно облегчить конструкцию, что тоже говорит о куда более серьезной переработке, чем мы ожидаем от Bombardier.

И, конечно же, салон. Здесь – пересмотренные компоновки, обновленный набор материалов и шпона, всевозможная интеграция смартфонов и прочих гаджетов, новые системы связи и развлечений, какое-нибудь разноцветное диодное освещение, да, пожалуй, кресла с электроусилителями (как на новыхGlobal). А для стюардессы – современное оборудование на кухне и сенсорный экран для управления всеми системами.

Вот такой небольшой фейслифт, который с тем же успехом применим и к старшему Challenger 605 – это тоже наверняка в планах компании. Вряд ли Bombardier пойдет на долгосрочные революционные изменения в столь успешных линейках. Сейчас, пока конкурентам приходится стараться изо всех сил, чтобы просто выйти на один уровень с лидером, достаточно будет и небольшого апгрейда. А цельнокомпозитные конструкции, ЭДСУ, сверхзвук и прочие навороты Bombardier, возможно, припасет для следующего поколения.

Иван "Деловой" Веретенников

Источник: Новый реактивный период