Не так быстро


Все уже привыкли к тому, что рынок бизнес-авиации Китая признается одним из ключевых и одним из самых динамично развивающихся. Однако не все эксперты, разделяют мнение о радужных перспективах бизнес-авиации в стране

Все уже привыкли к тому, что рынок бизнес-авиации Китая признается одним из ключевых и одним из самых динамично развивающихся. Однако не все эксперты разделяют мнение о радужных перспективах бизнес-авиации в стране.

Действительно,  достаточно устойчивое финансовое положение страны на фоне общей нестабильности в мировой экономике, а также общие благоприятные прогнозы на несколько лет вперед дали серьезный толчок и в развитии luxury-сегмента. К тому же количество потребителей таких продуктов росло параллельно росту экономики Китая. Таким образом, на протяжении последних пяти лет в страну были поставлены десятки новых бизнес-джетов, ценники на которые начинались с $ 15 млн., а портфель заказов от китайских заказчиков уже превысил фантастические $ 4,8 млрд.

На фоне такого положения дел многие эксперты предрекли ошеломляющий рост и в ближайшее десятилетие, c сохранением нынешней динамики (до 2030 года в страну будут поставлены до 2200 новых бизнес-лайнеров).

Однако детально проанализировав нынешнее экономическое и политическое состояние  в стране можно смело утверждать, что пик дорогостоящих вложений, какими являются и бизнес-джеты, уже прошел. И все чаще китайские бизнесмены уделяют пристальное внимание фондовым рынкам и зачастую ищут альтернативные источники вложения и сохранения собственных средств, прекрасно понимания, что экономический рост замедляется, и перспективы дальнейшего роста неясны.

А потребительская емкость рынка частных самолетов (это касается только континентального Китая) уже близка к своему максимуму. Кроме этого, у многих присутствует раздражение политикой, проводимой авиационными властями страны, когда владелец совсем недешевого приобретения сталкивается со значительными проблемами, начиная от ввоза воздушного судна и заканчивая его эксплуатацией.

Китайцы всегда были народом с высоким чувством самоуважения, а у «богатых» жителей Поднебесной самооценка иногда возведена в превосходную степень. Поэтому все чаще китайские владельцы ищут альтернативные способы управления собственными самолетами.

Сейчас в Китае зарегистрировано всего 176 бизнес-джетов, еще 118 – в Гонконге. Общий парк «белых» китайских самолетов составляет все 1,5% от общего мирового парка (19373 самолета), и если со стороны китайского правительства не последуют оперативные шаги (пока позволяют экономическая ситуация и интерес самих китайцев), рост китайского парка частных самолетов существенно замедлится. В поисках более комфортной среды китайцы просто предпочтут многочисленные предложения от других стран, а некоторые из них и вовсе задумаются о целесообразности такого приобретения.


Но это вовсе не означает, что сегмент бизнес-авиации в стране уже пошел на убыль. Еще не один год Китай будет занимать верхние позиции в поставках самолетов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако это будут уже совершенно не те цифры, которые прогнозировали аналитики, а более соответствующие истинному положению дел в одной из крупнейших экономик мира.