Piper Meridian: аэротакси


Рассуждая над тем, что могло бы подниматься в небо России в качестве такси, нельзя обойти вниманием американский одномоторник Piper Meridian

Самолет призван сделать человека мобильным, стереть границы расстояний и соединить разные уголки планеты. Но зачастую и сама авиация, в ее привычном понимании, накладывает не мало ограничений: расписание рейсов, пересадки, бронирование билетов и прочие, не говоря уже об отменах рейсов и опозданиях.

Я не так часто пользуюсь услугами авиаперевозчиков, лишь потому, что их основное призвание возить сотни пассажиров через океан, а мое рабочее путешествие не превышает пары сотен километров и заканчивается, как правило, в городе, вроде Владимира или Рязани. Из-за отсутствия международных аэропортов Аэробусам и Боингам там делать нечего, а малой коммерческой авиации в России практически нет.

Рассуждая над тем, что могло бы подниматься в небо России в качестве такси, нельзя обойти вниманием американский одномоторник Piper Meridian. Шестиместный самолет находится в самом низу прайса турбовинтовых одноклассников, но не уступает им как по оснащению, так и в плане характеристик. Достичь этого удалось благодаря простой доработке популярной и надежной модели Piper Mirage, впускаемой с 1983 года. 12 лет назад инженеры компании взяли корпус "Миража" и заново запустили его в аэродинамическую трубу, отточив новые крылья и хвостовое оперение. Помимо улучшенной аэродинамики, самолет снабдили более мощным мотором Pratt & Whitney PT6A-42A с номинальной мощностью в 1020 л.с. Конечно, отбор мощности с мотора происходит на уровне всего в 500 л.с., но пилоты, тестировавшие машину, признают этот уровень достаточным для самолета такого класса.

При максимальной крейсерской скорости в 482 км/ч и дальности около 1900 км "Пайпер" обходит таких конкурентов как Beechkraft Baron (374 км/ч и 1876 км) и нижегородскую М-101Т "Гжель" (430 км/ч и 1100 км), уже используемую в такси Dexter.

Не так давно производитель двигателей Pratt & Whitney совместно с Piper Aircraft провели испытания и дали добро на эксплуатацию самолета с грунта. Оказалось, что 800-метровой полосы ему вполне достаточно для взлета даже при высокой температуре окружающего воздуха. Длина полосы, необходимой для посадки, - 650 метров, однако, опытному пилоту будет достаточно и 400 метров, так как у "Меридиана" есть реверс тяги, очень эффективный на этой машине. В целом, самолет не очень придирчив к управлению и обладает хорошей устойчивостью, даже при крене в 60 градусов машина не скользит, а разворачивается по намеченной траектории.

В плане авионики конструкторы не стали мудрствовать лукаво и установили стандартную систему Garmin G1000, используемую во многих популярных моделях, вроде Cessna 172 Skyhawk, и известную пилотам. Система дополнена функцией предупреждения столкновений, со всеми приборами, позволяющими летать в условиях ограниченной видимости. Актуальная в России противообледенительная система включает в себя пневматические протекторы на фронтальных кромках крыльев и хвостового оперения, а также пропеллер и лобовое стекло с подогревом.

Внутренний интерьер Меридиана включает в себя двухместный диван в задней части салона и два пассажирских кресла, развернутых "лицом" к дивану. Сразу за спинками кресел начинается рабочее пространство пилотов, не отделенное перегородкой от пассажирской части. Конечно, здесь не так просторно, как в передовых бизнес-джетах, но пассажиры не будут чувствовать себя "в маршрутке" - оснащение салона соответствует современным автомобилям D-класса, включая кондиционер с воздуховодами для каждого пассажира и персональные плафоны освещения и подстаканники.

Стоимость нового Piper Meridian от производителя составляет $2 176 325 (около 65 млн. рублей), при этом стоимость летного часа не превышает $140, что несколько ниже, чем у конкурентов, упомянутых ранее. Так, например, час полета Beechkraft Baron обойдется владельцу в $185, а "Гжели" - в $159.

Возвращаясь к теме аэротакси, хочется отметить, что подобный самолет может приземлиться в любом из 329 действующих аэропортов России, а перелет из Москвы в Санкт-Петербург обойдется пассажирам в 200-250 тыс. рублей за самолет или от 40 до 60 тыс. рублей с человека. Для сравнения, в США действует около 5400 взлетно-посадочных полос и площадок для авиации общего назначения и лишь 580 аэродромов для рейсовой авиации, а стоимость полета на аэротакси не многим превышает средний билет на рейсовый самолет.

К сожалению, при наших ценах аэротакси так и останутся для большинства пассажиров фантастикой, а воспользоваться ими смогут лишь те, для кого разница в 10-15 тысяч с бизнес-классом "Аэрофлота" не играет значительной роли.

Александр Горбунков

Источник: sMOTORom.ru