В Embraer своя бразильская конструкторская школа


Николай Головизнин, директор по продажам Embraer в России, странах СНГ и Прибалтики, рассказывает о своем видении российского рынка и месте компании на нем

Экспозиция бразильской компании Embraer на Jet Expo-2013 состояла из одного бизнес-джета – Legacy 650, однако была не менее интересна посетителям выставки, так как бразильские самолеты довольно популярны в России. Николай Головизнин, директор по продажам Embraer в России, странах СНГ и Прибалтики, рассказывает о своем видении российского рынка и месте компании на нем.

Фото al_mi_al

Насколько, на ваш взгляд, российский рынок перспективен для вашей компании, производящей как бизнес-джеты, так и региональные самолеты?

Российский рынок бизнес-джетов, как и вообще рынок бизнес-джетов, для Embraer очень важен. Мы уже продали здесь очень большое количество самолетов. Если говорить о семействе  Legacy, то на территории СНГ и Прибалтики уже летает около 50 самолетов этой модели.

Что касается региональных самолетов – семейство RJ-170 и RJ-190 было зарегистрировано в МАК в прошлом году, и сейчас ведутся активные переговоры с авиакомпаниями по поводу приобретения этих воздушных судов.

Что вы можете сказать о российских покупателях бизнес-джетов? Кто они?

Преимущественно, это крупные компании. Нефтяные, газовые, строительные. Есть также и физические лица.

Регистрация бизнес-джетов сейчас в основном офшорная или российская?

Посмотрите сами на те самолеты, которые стоят на линейке во "Внуково". Большая часть имеет иностранную регистрацию.

А почему так мало бизнес-джетов регистрируется в России?

Тому много причин. Во-первых, финансовая. Большая доля частных самолетов куплена в кредит, полученный в иностранном банке. Главное условие банка в этом случае – чтобы самолет находился под иностранной регистрацией и в оперативном управлении иностранной компанией. Это нужно для того, чтобы у банка были рычаги воздействия на заемщика, необходимо, чтобы и тот и другой были в одном юридическом поле. Самолет ведь является залогом по кредиту.

Есть, видимо, и другие причины нежелания регистрировать самолеты в России? Например, налоги, да и вообще как-то многим боязно...

Ну, в налоговом плане, сейчас стало значительно легче. Остался только НДС. А насчет "боязно" – это да. Многие побаиваются показывать себя в качестве собственника частного самолета. Непросто владеть им в России. Много возникает вопросов. Да и вообще, по российскому законодательству такого вида техники, как частные самолеты, в стране просто не существует.

Хотя, с другой стороны, некоторые крупные компании сейчас завозят самолеты и специально ставят их под российский флаг для того, чтобы облегчить полеты внутри страны.

Существует легенда, что в свое время основу конструкторского бюро Embraer составили инженеры из СССР, что помогло компании занять свое нынешнее место в мире авиации. Насколько это так?

Нет, это не совсем так. Я работаю в Embraer уже восемь лет и тоже интересовался этим вопросом. В компании работает максимум пять человек из России, и при этом не на ведущих ролях. То есть говорить о том, что там существует русская конструкторская школа, не приходится.

В компании достаточно серьезная своя, бразильская школа. В стране есть специальный авиационный университет, который готовит кадры. Все самолеты, которые делает Embraer, спроектированы и построены исключительно бразильскими специалистами. Единственное, что приходится делать за рубежом, так это продувку своих моделей в аэродинамической трубе. Это делается в России в ЦАГИ и в США.

Все последние модели самолетов, весь их дизайн и проектировочные работы выполнены в цифре. Там нет ни листа бумаги, никаких чертежей в привычном понимании этого слова. Самые современные технологии используются и при производстве.

Что ждет российский рынок бизнес-авиации в ближайшее время?

Если взять прогнозы международных агентств, то до 2020 году в Россию должно зайти до полутора тысяч новых частных самолетов.

А сколько самолетов работает в России сейчас?

Я оцениваю сегодняшний парк от 500 до 550 частных самолетов. Из них большая часть – это самолеты среднего и средне-большого класса.

Маленькие самолеты действительно не особо в почете в России. С чем это может быть связано?

Прежде всего, это большие расстояния и любовь русских клиентов к большим кабинам. Потом, в России не существует как такового среднего класса, представители которого могли бы купить себе самолет малого класса. Те, кто может позволить себе купить самолет, – это очень богатые люди или компании.

Можно сказать, что бизнес-джет – это транспорт миллиардеров?

Вряд ли. Сейчас все большее количество людей начинает пользоваться бизнес-чартерами. Например, когда летит большая компания, аренда чартера и покупка на всех билетов первого или бизнес-класса сопоставимы по стоимости. При этом у бизнес-чартера будет большое преимущество в том, что эти самолеты способны садиться в таких аэропортах, которые недоступны для больших самолетов. То есть это позволяет более оптимально планировать маршрут. У таких пассажиров нет привязки к расписанию регулярных рейсов. В итоге, мы получаем очень хороший бизнес-инструмент, у которого, безусловно, есть перспективы. Кстати, в последнее время бизнес-джеты все чаще именно так и воспринимают. То есть, это уже не игрушка миллиардеров, а одно из средств ведения бизнеса.

Используются ли бизнес-джеты в туристической области?

Да, люди заказывают себе чартеры и сами летают. Существует огромное количество компаний, которые занимаются организацией подобных поездок. Люди, которые могут себе это позволить, довольно часто летают на острова и еще куда-либо на частных самолетах. География таких маршрутов – весь земной шар. Самые дальнобойные самолеты летают на 12 тысяч километров. Такой полет занимает около 14 – 15 часов.

Какова средняя загрузка бизнес-джета?

Бизнес-джетом считается самолет вместимостью до 19 человек. Лететь же может один – три человека, это наиболее распространенный вариант загрузки.

Источник: "Yтро"