Прогулки по Мариньяну


В конце ноября, словно в погоне за бархатной осенью, BizavNews отправился в ласковый и теплый Мариньян, где расположено головное производство Airbus Helicopters
В конце ноября, словно в погоне за бархатной осенью, BizavNews отправился в ласковый и теплый Мариньян, где расположено головное производство Airbus Helicopters. И уже ступив с трапа самолета в Aéroport de Marseille Provence, мы поняли, что  впереди нас ожидают увлекательное путешествие и прекрасный отдых. Погода боготворила нам. Наш путь в Aix-en-Provence, где мы поселились на несколько дней, пролегал через живописные долины и великолепные горные ряды, а сам город стал настоящим олицетворением французского Прованса. Отдохнув от перелета  и вдоволь насладившись достопримечательностями Aix-en-Provence, мы со свежими силами вновь отправились в аэропорт, но уже во владения крупнейшего вертолетостроителя в мире.


Завод Airbus Helicopters расположен в непосредственной близости от аэропорта, что весьма удобно. Благодаря собственному перрону, который входит в структуру Aéroport de Marseille Provence, Airbus Helicopters имеет непосредственный доступ к взлетно-посадочной полосе, а система специальных площадок для испытаний различных узлов и агрегатов делает инфраструктуру компании оптимальной. С одной стороны, Airbus Helicopters совершенно не мешает линейной авиации, а с другой – имеет возможность испытывать новые машины в оптимальных условиях. И поэтому неповторимый шум винтов здесь везде. Иногда кажется, что попадаешь на очередное вертолетное шоу. Обилие ливрей и постоянное движение подчеркивают, что завод загружен заказами. За все время пребывания на заводе чего мы только не увидели: и первые полеты вертолетов, которые только покинули сборочные цеха, и тестовые испытания машин с новым оборудованием и, конечно же, работы с перспективными моделями, такими как Н160.


Завод поразил. BizavNews уже был на производстве Airbus Helicopters в баварском Донаувёрте, где производят Н135 и Н145. Но здесь поразили объемы. Количество цехов и офисных помещений больше напоминает современный городской микрорайон. Мы проделали многокилометровые пути по бесконечным сборочным цехам и отследили рождение вертолета от начала сборки до выкатки «красавца». А эти машины действительно разные. В цехе окончательной сборки могут одновременно стоять как VIP машины, так и вертолеты для специальных задач, буквально «напичканные» инновациями и оригинальными решениями, которые в повседневной жизни спасают сотни жизней и делают воздушные путешествия быстрыми и комфортными.


Чтобы понять, насколько завод большой, давайте ненадолго обратимся к цифрам и историческим справкам. Airbus Helicopters – подразделение компании Airbus, мирового лидера аэрокосмической отрасли и предоставлении сопутствующих услуг. Компания Eurocopter Group была создана в 1992 году в результате слияния вертолетного подразделения Aerospatiale (Франция) и Deutsche Aerospace (Германия). В январе 2014 в соответствии с новой политикой бренда Airbus компания Airbus Helicopters изменила буквенное обозначение в начале наименований своих продуктов с «EC» на «H». Миссия компании – предоставить наиболее эффективные решения в области гражданского и военного вертолетостроения для охраны правопорядка, спасения жизней и безопасной перевозки пассажиров в самых сложных условиях. В 2016 году компания Airbus Helicopters поставила 418 вертолетов заказчикам по всему миру. Объем заказов составил 388 единиц. Линейка гражданских и военных вертолетов компании является крупнейшей в мире. Airbus Helicopters занимает 47% мирового рынка гражданского и ведомственного секторов. По состоянию на 2015 год в эксплуатации у более 3000 клиентов в 154 странах находилось порядка 12 000 вертолетов производства Airbus Helicopters. Общий налет воздушных судов компании составил более 3 млн. часов за 2015 год. Компания Airbus Helicopters представлена по всему миру сетью центров обслуживания клиентов, сервисных и учебных центров, дистрибьюторов и сертифицированных агентов по продажам. Штат компании насчитывает более 22 000 человек по всему миру.

На заводе в Мариньяне производятся легкие вертолеты H125 и H130, средние двухдвигательные вертолеты семейства Dauphin («дельфин»), модель H160, вертолеты суперсреднего класса H175, тяжелые H215 и H225, а также военные модели NH90 и Tiger. Количество сотрудников: 8 614 (компания является крупнейшим частным работодателем в регионе). Общая площадь завода занимает 13 гектаров. Склад запасных частей располагается на площади 44000 м².

Военный сегмент нас не интересует, хотя именно здесь появляются на свет футуристические Tiger, поэтому мы с головой окунулись в мир многоцелевых гражданских вертолетов, посетив множество цехов и открыв для себя достаточно много интересных и новых фактов о компании.

Начнем с Н160, который для нас специально демонстрировали в отдельном ангаре и за судьбой которого мы следим пристально. Особая благодарность Бернару Фужарски (Bernard Fujarski), руководителю программы H160, который подробно рассказал о последних новостях программы. Последняя разработка Airbus Helicopters – вертолет H160 средней грузоподъемности с двумя турбинными двигателями – представляет собой нечто большее, чем пополнение модельного ряда. Он служит своего рода катализатором, благодаря которому европейский производитель стремится изменить стандарты производства и технической поддержки вертолетной техники. В 2015 году Airbus анонсировал модель как ультрасовременную замену своих двухдвигательных вертолетов AS365 и H155. Как рассказывает Бернар Фужарски, на сегодняшний день летные испытания проходят три опытных образца H160, которые уже налетали свыше 555 часов из 1000 необходимых. Сертификация FAA и EASA намечена на 2018 год, тогда же будут сертифицированы двигатели Safran Arrano. Кроме этого, уже в текущем году в полет отправится первый серийный вертолет и начнется сборка первой серии. Линия финальной сборки вертолета H160 в Мариньяне находится на завершающем этапе подготовки к серийному производству. Одновременно с этим готовится система технической поддержки будущих эксплуатантов, для чего на прототипе вертолета проверяются и отрабатываются планы ремонтных работ, электронные рабочие карты, техническая документация и оборудование. Первой машиной, которая будет введена в эксплуатацию в 2019 году, станет вертолет в конфигурации для нефтегазовой отрасли. Далее планируется начать эксплуатацию вертолета в медицинской конфигурации.

И вот мы внутри вертолета, а рассказ еще более усиливает впечатление от увиденного. Н160 оснащен полностью композитной конструкцией с динамичными линиями и футуристическим дизайном, отличающимся от предшественников. Он имеет плоский пол салона, огромные иллюминаторы и большое багажное отделение грузоподъемностью 661 фунт. Пассажирскую кабину можно сконфигурировать для размещения четырех или восьми пассажиров со всеми технологическими новинками, которые присутствуют в новейших моделях крупных бизнес-джетов, или же просто разместить 12 человек.

H160 является воплощением множества новых технологий, включая лопасти несущего винта Blue Edge и горизонтальный стабилизатор бипланной схемы, снижающие уровень шума и улучшающие плавность полета. Лопасти Blue Edge имеют наконечники с изгибом, похожим на хоккейную клюшку. При вращении лопастей на концах создается вихревой поток. Изгиб наконечников снижает завихрение, уменьшая уровень шума вертолета на целых 5 дБ.

Визуально перед тобой вертолет из будущего с характерными очертаниями и чувствуется, что этот хищник не отдаст чужаку свою добычу. Это красиво.  

Интересный факт. Н160 можно назвать интернациональным вертолетом. Например, детали корпуса H160 из композитных материалов производятся в Японии, производство и сборка передней и центральной части фюзеляжа происходит в Германии, лопасти винтов производятся во французском Ле-Бурже, хвостовая балка в Испании.


Но поехали дальше. На Н160 установили новые двигатели Safran Arrano, экономящие топливо на 10-15%, и систему авионики Helionix с четырьмя большими сенсорными экранами, архитектура которых уже используется на других двухдвигательных вертолетах Airbus Helicopters, включая H135, H145 и H175. В целях оптимизации затрат Airbus решила отказаться от дорогостоящей электродистанционной системы управления полетом и не включать защиту от обледенения лопастей несущего винта в базовую комплектацию. Тем не менее, существует много других приятных технологических новинок, входящих в стандартную поставку.

Двигатели Arrano (1300 л. с.) оснащены двухступенчатым центробежным компрессором и регулируемыми направляющими лопатками на входе, снижающими расход топлива на всех этапах полета, в частности, в крейсерском режиме. Они способствуют разгону H160 до максимальной крейсерской скорости в 160 узлов и достижению практического потолка в 20 000 футов, при этом дальность полета составляет 450 морских миль. Airbus Helicopters также утверждает, что Arrano сможет похвастаться более низкими эксплуатационными расходами, чем другие двигатели в этом классе. Про этот вертолет можно рассказывать и рассказывать, но пойдемте дальше.

Следующие смотрины – Н175. Этому красавцу мы посвятим отдельный материал, а пока позвольте поделиться последними новостями программы. Airbus планирует существенно увеличить производство вертолетов Н175 в ближайшие два года, рассказал BizavNews директор программы Н175 Марк Аллонг. Уже в 2018 году производитель рассчитывает передать заказчикам до 15 машин, а в 2019 году – тридцать. В настоящее время на вертолет размещено более ста заказов. Первый вертолет Н175 был поставлен в 2014 году и был введен в эксплуатацию в течение недели. В настоящее время в мире эксплуатируются 19 вертолетов, которые суммарно преодолели планку в 20 000 летных часов. Сейчас производитель имеет твердый заказ на три вертолета в VIP-конфигурации, такое же количество воздушных судов с VIP-салонами уже поставлено. Примечательно, что первая представительская машина эксплуатируется в интересах российского владельца. Впрочем, в Airbus не раскрывают клиента, ссылаясь на конфиденциальность. Также в компании сообщили, что в настоящее время в финальной стадии находится подписание контракта с еще одним российским заказчиком (речь идет о VIP-версии, прим. ред.) и, возможно, до конца года сделка будет закрыта.

Между тем, первый Н175 в VIP-конфигурации был поставлен в июле 2016 года частному клиенту, который эксплуатирует его в Европе для полетов на яхту. H175 имеет полностью персонализированный VVIP-салон, разработанный дизайнерской студией Pegasus Design, и вмещает семь пассажиров. Именно Pegasus Design в настоящее время является основным поставщиком дизайн-решений для Н175. Нам удалось в деталях ознакомиться с концептом, который был установлен на полноразмерном макете Н175. Вертолет с салоном Pegasus Design имеет уникальную компоновку салона с двумя отдельными зонами: в передней части обеспечивается атмосфера гостиной с клубными креслами на четырех пассажиров и камбуз, а в задней части салона расположен диван, на котором с комфортом разместятся три пассажира. В дополнение к эксклюзивному салону и изысканной отделке VIP-версия H175 предлагает также некоторые отличительные элементы. К ним относятся: сдвижная дверь, которая оптимизирует пространство внутри кабины, трехступенчатая подножка с электрическим приводом, электрохромотические окна и декоративная подсветка. Пассажиры могут также пользоваться в полете спутниковой связью, развлекательной системой с ЖК-экранами, на которые может транслироваться карта полета и изображения с носовой и хвостовой камер. Кроме того, эффективная звукоизоляция позволяет пассажирам общаться без гарнитуры. H175 в VIP варианте вмещает от шести до восьми пассажиров, а корпоративная версия – от девяти до двенадцати человек. Все версии обеспечивают хорошую плавность полета на всех скоростях и климат-контроль салона. Новая версия находится в верхнем сегменте модельного ряда Airbus для деловой и частной авиации.

Мы чувствуем, что немного утомили вас, уважаемые читатели, поэтому рассказы о производстве Н125 и других моделей оставим на потом, так же как и отчет о проекте будущего CityAirbus и уникальном стенде Iron Bird.