Почти джет


Благодаря простоте и надежности конструкции, относительно небольшим эксплуатационным расходам и высокой остаточной стоимости, H125 стал самым востребованным западным газотурбинным вертолетом среди российских операторов и владельцев в категории легких однодвигательных машин

Мы уже неоднократно писали о популярном в России вертолете Airbus Helicopters H125, который у нас ласково называют «белка» (от французского «ecureuil» – так производитель назвал это семейство вертолетов). И этому есть свои объяснения. По сочетанию цена и летно-технические характеристики H125 превосходит своих «одноклассников»: напомним, именно этот вертолет поставил в 2005 году мировой рекорд, выполнив посадку на вершине горы Эверест на высоте 8 848 метров.

Благодаря простоте и надежности конструкции, относительно небольшим эксплуатационным расходам и высокой остаточной стоимости, H125 уже стал самым востребованным западным газотурбинным вертолетом в категории легких однодвигательных машин среди российских коммерческих операторов и частных владельцев. Многофункциональный, надежный и безопасный, даже в самых экстремальных природных условиях – такие отзывы вы услышите от любителей «белок». Популярность H125 подтверждает статистика продаж: сегодня российскими клиентами эксплуатируется более 70 вертолетов этой модели.  


В 2017 году Airbus Helicopters сертифицировала и начала поставлять обновленную версию H125. Одним из основных изменений стало установка пилотажно-навигационного комплекса GTN 650H и многофункционального дисплея G500H производства компании Garmin. Благодаря переходу с аналоговых приборов на «стеклянную кабину» Airbus Helicopters сделала вертолет H125 еще более безопасным и комфортным для пилотов. Снижение нагрузки на пилота и комплексирование всех критических данных о параметрах полета на одном дисплее – одно из основных направлений работы современных производителей для повышения безопасности полета, и Airbus Helicopters справляется с этим «на пятерку».

В марте BizavNews отправился в вертолетный сервисный центр CITICOPTER, который располагается на вертодроме «Аносино-2», где нам был представлен H125 в обновленной комплектации 2018 года. Ранее Airbus Helicopters передала компании HELIATICA (специализируется на обслуживании авиации общего назначения, коммерческих вертолетных операторов и ведомственной авиации, поставляет запасные части, опционное оборудование, организовывает услуги по обучению и обслуживанию воздушных судов российских заказчиков на мощностях своих западных партнеров) два новых вертолета H125 с обновленным пилотажно-навигационным комплексом на базе Garmin G500H и GTN 650H.

 

Даже при беглом осмотре кабины вертолета создается впечатление, что попал в кокпит современного бизнес-джета. Специалисты HELIATICA подробно рассказали нам о том, как работает комплекс: полетная и навигационная информация выводится на ЖК-дисплеи, при этом основные параметры дублируются на резервных механических индикаторах. Новое оборудование снижает нагрузку на пилота и повышает ситуационную осведомленность. Кроме того, комплекс на базе Garmin адаптирован для подключения разнообразного опционального оборудования, такого как автопилот, радиовысотомер или камеры обзора слепых зон (которые, кстати, HELIATICA самостоятельно разработала и сертифицировала по нормам европейского агентства EASA, американского FAA и Росавиации). Такая интеграция позволяет отображать данные с опционного оборудования на одном дисплее в удобном для пилота виде.

Закончив с теорией, мы приняли приглашение наших друзей из HELIATICA и выполнили несколько полетов, чтобы в воздухе посмотреть на работу комплекса и задать свои вопросы пилотам.

 

Пилоты отзываются о новом комплексе очень лестно: «Могу сказать, что к G500 привык не сразу, все-таки опыт полетов с «будильниками» берет свое. Но уже через 2-3 летных часа смог начать концентрироваться на экране и воспринимать аккумулированную информацию с двух экранов – c экрана Primary Flight Display и с экрана Navigation Display. Зато пролетев 17 часов с G500 я понял, насколько же он продуман и легок для восприятия, теперь уже даже скучаю по нему» - комментирует один из российских пилотов, познакомившийся с обновленным H125 в марте 2018 года.      

Новый комплекс поддерживает подключение планшетов по протоколу Bluetooth. Если пилот пользуется фирменным приложением Garmin Pilot, то он может использовать планшет для автоматического обновления картографических баз данных, а также может загружать в пилотажно-навигационный комплекс заранее подготовленный полетный план.

Пилоты пришли к однозначному выводу, что новая система делает полет по настоящему комфортным. Главное все досконально изучить: как и в современном гаджете здесь есть множество функций, о которых узнаешь не сразу, но которые действительно очень нужны и полезны в эксплуатации.