Сверхзвук на подходе


Демонстраторы пассажирского сверхзвукового самолета будут готовы в РФ через два-три года, а в серию самолет может пойти в 2030-2031 годах

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) подготовит через два-три года для испытаний демонстраторы пассажирского сверхзвукового самолета. Об этом сообщил генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.

 

«Эти работы ЦАГИ ведутся совместно в рамках проекта RUMBLE с европейским сообществом. Но также отдельно с КБ «Туполева» и Московским авиационным институтом выстраивается концепция целой линейки самолетов, начиная от сверхзвукового делового пассажирского самолета, обеспечивающего перевозки внутри страны и за рубежом, до лайнера большей вместимости. Такие разработки идут», - сказал он в интервью, ставшем частью сюжета телестудии Роскосмоса.

«По нашим ощущениям, два-три года нам понадобятся на создание демонстраторов, которые позволят ответить на ключевые вопросы в части энергетики и акустических воздействий и утвердить эти нормы впоследствии», - уточнил Сыпало.

Одна из основных проблем, указал он, - это акустическое воздействие и звуковой удар как в аэропортовой зоне, так и на маршруте пролета сверхзвукового самолета. «В настоящее время в ЦАГИ, кажется, удалось найти компромисс между энергетической эффективностью сверхзвукового самолета, определяемого, прежде всего, сочетанием аэродинамики и расположением двигателей и их конфигурацией, и акустическим эффектом, который оказывает данное воздушное судно», - рассказал Сыпало.

Сыпало отметил, что серийный пассажирский сверхзвуковой самолет может быть уже готов в 2030-2031 годах.

«Еще лет 10 - 15 [с момента создания демонстраторов в 2020-2021 годах пройдет] до создания серийной машины, позволяющей осуществлять перевозки как минимум по России», - сказал он.

Сыпало также рассказал, что работы по сверхзвуковой тематике идут как в рамках международных консорциумов, так и в рамках отечественных разработок по контрактам с Минпромторгом РФ. «Основная задача, которая стоит перед сверхзвуковой авиацией сегодня, - это сделать самолет (...) дешевым и (...) безопасным», - рассказал он.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, руководит разработкой и созданием всех гражданских и военных самолетов РФ) ведет разработку сверхзвукового пассажирского самолета, в котором могут быть использованы наработки Ту-160. Кроме того, ранее заместитель гендиректора «Туполева» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов сообщал ТАСС, что авиастроитель работает над созданием сверхзвукового бизнес-джета на 25 пассажиров.

Источник: ТАСС