Гибридный самолет VoltAero готовится к полету


Французский стартап VoltAero, разрабатывающий гибридно-электрический самолет, готовится начать летные испытания своего первого прототипа Cassio 1 на базе Cassna 337

Французский стартап VoltAero, разрабатывающий гибридно-электрический самолет, готовится начать летные испытания своего первого прототипа Cassio 1 на базе Cassna 337. У прототипа передний двигатель планируется заменить винтами на крыльях, приводимых в движение электродвигателями. На выставке в Ле-Бурже компания демонстрирует макет «Iron Bird», включающий в себя испытательный гибридный силовой модуль, а на производственной площадке строится прототип Cassio 2, который получит полностью проверенную силовую установку.

VoltAero заявила, что согласовала план сертификации с французским отраслевым регулятором DGAC, что является краеугольным камнем стратегии – вывести жизнеспособный гибридный электрический самолет в категории CS23 (максимальная взлетная масса до 2,5 тонн) на рынок, где такая технология пока остается совершенно новой.

Cassio 1 базируется на планере Cessna 337, в то время как Cassio 2 получит новый фюзеляж, основанный на первоначальной конфигурации, тестируемой на Cassio 1, но с полностью композитным планером производства Aero Composites Saintonge.

VoltAero определил четыре конфигурации на своем пути к сертификации. В конфигурации 1 будут собираться данные для последующего анализа. Конфигурация 2 готовится для полета с установленными на крыле электродвигателями, заменяющими передний двигатель. Конфигурация 3 проверит электрические силовые установки с существующим задним двигателем. Конфигурация 4, к концу 2019 года, получит гибридный «силовой модуль», который заменит задний двигатель. С этой конфигурацией компания рассчитывает получить одобрение в EASA, а затем и в FAA.

Конструкция Cassio будет иметь толкающий винт, приводимый в действие гибридно-электрическим «силовым модулем» (включая электродвигатель мощностью 60 кВт, приводящий в действие тот же вал, что и традиционный тепловой двигатель), а также два тянущих винта, по одному на каждое крыло, каждый из которых приводится электродвигателями по 60 кВт. Самолет рассчитан на четыре-девять мест, продолжительность полета 3,5 часа и крейсерскую скорость 200 узлов.

Жан Ботти, генеральный и технический директор VoltAero, сказал, что запуск проекта в производство потребует 70 млн. евро инвестиций. По его словам, поддержка региона Nouvelle-Aquitaine была ключевой, так как место для серийного производства окончательно определено в этом регионе. По его словам, поставки планируются «с 2022 года, и мы рассчитываем производить 150 самолетов в год в полном объеме, чего мы надеемся достичь в 2025–26 годах, через три года после начала производства».

Ботти сказал, что у самолета будет 600 кВт мощности (почти 800 лошадиных сил), 300 кВт от электродвигателей и 300 кВт – тепловая часть гибридной энергосистемы. Основная роль теплового двигателя состоит в том, чтобы заряжать батареи, обеспечивая при этом избыточность для «непревзойденного уровня безопасности», учитывая, что тепловая или полностью электрическая энергия может использоваться отдельно, если у одной из систем возникнет проблема. При этом взлет и посадка обычно будут полностью электрическими, что даст более тихую работу.

Для полета на дальность менее 200 км можно будет использовать чисто электрический привод.  «Мягкий» гибрид рассчитан на дальность от 200 до 600 км, а «тяжелый» гибрид предназначен для дальности свыше 600 км до максимальной в 1300 км. В настоящее время топливные баки вмещают 120 литров топлива.

Центральным элементом дизайна является автоматизированное управление питанием. Пилот имеет два рычага, один для тепловой мощности и второй для электрической. Экипажу не нужно беспокоиться о том, как распределить мощность между толкающим и тянущими винтами, его задача определить гибридную стратегию.