Литовцы хотят сделать свой VTOL


Литовский стартап Jetcopter ищет инвестиции в размере около $60 млн для вывода на рынок шестиместного воздушного судна с вертикальным взлетом и посадкой

Литовский стартап Jetcopter ищет инвестиции в размере около $60 млн для вывода на рынок шестиместного воздушного судна с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL), который, по мнению разработчиков, должен стать недорогой альтернативой вертолетам и самолетам среднего класса.

Названный Jetcopter, аппарат будет оснащен двумя алюминиевыми автомобильными двигателями с двойным турбонаддувом мощностью по 665 л.с. (495 кВт). Они будут приводить в движение установленный в хвосте канальный вентилятор для горизонтального полета и два центробежных вентилятора, вращающихся в противоположных направлениях, расположенных над фюзеляжем и предназначенных для забора воздуха и последующим выбросом из поворотных сопел на концах крыльев для обеспечения вертикального подъема. Аппарат также имеет аварийный парашют «для дополнительной безопасности».

Разработчики прогнозируют дальность полета Jetcopter около 1000 км, а также максимальную скорость 300 км/ч.

Также предлагается гибридно-электрическая версия с четырьмя электродвигателями мощностью 335 л.с. (250 кВт), работающих от литий-ионных аккумуляторов, которые заменяют автомобильные двигатели на этапах взлета и посадки.

Jetcopter со штаб-квартирой в городе Шяуляй, в центральной части Литвы, является детищем инженера Донатаса Скулскиса. Он также является основателем и генеральным директором поставщика автомобильных запчастей PB Group, который до настоящего времени финансировала проект.

Опыт в автомобильной отрасли убедил Скульскиса использовать переделанный автомобильный двигатель вместо традиционной авиационной силовой установки. «Легкие и мощные автомобильные поршневые двигатели широко доступны и намного дешевле в эксплуатации, покупке и обслуживании, чем авиационные двигатели», - говорит он.

Результатом этого решения также должна стать более привлекательная цена на Jetcopter, который предполагается сделать из углеродного волокна – около $600 тысяч. Он «значительно дешевле, чем вертолеты аналогичного размера, самолеты и другие находящиеся в разработке конструкции VTOL», - говорит он.

Компания проверила несколько проектов, прежде чем остановиться на текущей конфигурации. «Мы оценили многие версии Jetcopter с четырьмя, тремя, двумя и даже однороторными компоновками, и это оптимальная конструкция», - говорит Скульскис.

Платформа предназначена для нескольких сегментов рынка, включая воздушную скорую помощь, грузовые и пассажирские перевозки, а также для городской воздушной мобильности. «Обладая способностью перевозить до пяти пассажиров, Jetcopter является идеальным транспортным средством, помогающим перемещать людей по перегруженным городам», - добавляет Скульскис.

На первом этапе Jetcopter ищет $6 млн. на создание первого прототипа и запуск кампании по летным испытаниям. «Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами», - говорит Скульскис. «Как только у нас появятся средства, мы сможем быстро построить воздушное судно и начать полеты. Остальное финансирование должно последовать, как только программа достигнет значительных этапов развития».