Bell разрабатывает электрическую вентиляторную хвостовую систему


Bell представил новаторскую электрическую хвостовую систему компенсации крутящего момента для своей линейки коммерческих вертолетов

Bell представил новаторскую электрическую хвостовую систему компенсации вращающего момента для своей линейки коммерческих вертолетов, которая обещает повышение безопасности и снижение эксплуатационных расходов и шума по сравнению с обычным хвостовым винтом, сообщает Vertical.

Электрическая распределенная система компенсации вращающего момента (electrically distributed anti-torque – EDAT) состоит из четырех небольших вентиляторов в кожухе хвостового оперения. Каждый из роторов имеет четыре лопасти, и они приводятся в действие четырьмя отдельными электродвигателями. При этом электрическая энергия подается от генераторов, приводимых в движение газотурбинными двигателями.

«В двух словах, мы удалили все обычные механические компоненты, компенсирующие вращающий момент, а именно: редукторы, карданные валы, втулку и лопасти хвостового винта, и заменили их четырьмя электродвигателями и вентиляторами», - сказал Эрик Синусас, программный директор легких самолетов в Bell. «У роторов лопасти с фиксированным шагом, и они постоянно меняют обороты».

Система была установлена ​​на демонстрационном вертолете Bell 429 на заводе Bell в Мирабеле, Квебек, а летные испытания начались 23 мая 2019 года. С тех пор по программе налет составил около 25 часов, и вертолет постепенно расширял режимы полета.

Bell не готова делиться какими-либо показателями производительности, но Синусас сказал, что отзывы клиентов, которые увидели систему в действии, были положительными. «Это первый раз, когда кто-либо в мире делает подобное, поэтому первым шагом было просто убедиться, что это действительно работает – и да, это работает», - сказал Синусас. «Мы все еще будем оптимизировать и дорабатывать систему, но отзывы о ней в текущей конфигурации были очень положительными».

Вентиляторы системы компенсации вращающего момента управляются с помощью педалей, как и при управлении направлением в традиционном вертолете, но связь между педалями и двигателями полностью электрическая «по проводам» – все механические связи и тяги управления обычной системы были удалены. Помимо хвостового ротора и механизмов управления, демонстрационный вертолет остался неизменным с точки зрения остальных систем, таких как несущий винт, двигатели и фюзеляж.

Синусас сообщил, что фактором, побудившим разработать систему EDAT, стала обратная связь с клиентами. «Мы смотрели на то, что клиенты требуют от вертолетов? … И безопасность, очевидно, всегда на первом месте в этом списке», - сказал он. «Эта система, безусловно, отвечает этим требованиям, и среди ее интересных особенностей, которых обычные винты не имеют – резервирование, а когда вертолет находится на земле, электрические роторы вообще не вращаются».

Избыточность значительна: вертолет способен удерживать положение даже если три из четырех вентиляторов не работают. «То, что он дает – в отличие от любого обычного вертолета сегодня – это возможность компенсации крутящего момента для безопасного приземления», - сказал Синусас.

Следующим фактором разработки системы было снижение эксплуатационных расходов, и, хотя Bell в настоящее время не сообщает никаких цифр, Синусас сказал, что удаление обычных компонентов, таких как редукторы и подшипники, и переход на более упрощенную электрическую систему, должно помочь снизить эти расходы.

В-третьих, конструкция обещает снижение уровня шума. «Шум уже давно не является главным приоритетом для вертолетной отрасли, но он все равно остается очень важным параметром», - сообщил Синусас.

Синусас сообщил, что на сегодняшний день основной целью программы является скорее подтверждение концепции, чем оптимизация ее работы, и команда не работает над графиком коммерциализации – по крайней мере, с тем, который компания готова публично раскрыть.

Компания предполагает, что, когда система действительно появится на рынке, она будет доступна в качестве модернизации существующих продуктов, наравне с включением в конструкцию «с чистого листа». Также технология масштабируема для любых размеров вертолетов.

«Очевидно, что это был секретный проект – мы не афишировали его до сих пор», - сказал он. «Так что интересно посмотреть, какие отзывы мы получим».