Новый мир

На данный момент на рынке купли-продажи бизнес-джетов сложилась ситуация, которой не было более 13 лет. Количество бортов, выставленных на продажу на вторичном рынке, упало до минимальных значений.

2020-й и первая половина 2021 года ознаменовались резким ростом продаж ресурсной техники, и рынок знает случаи, когда «уходили» даже те борта, которые годами не продавались. Клиент брал и берет все, что есть в наличии.

Если посмотреть со стороны, то становится очевидно, что данное положение абсолютно логично, что позволяет точно спрогнозировать развитие ситуации. За время пандемии многие логистические цепочки были повреждены, и производители во всем мире столкнулись с дефицитом поставок, а значит, это отразилось на объемах выпуска. С другой стороны, США проводят активную политику количественного смягчения, вливая ликвидность в рынки. Это позволяет многим аккумулировать эти деньги и искать варианты для инвестиций. Одна из альтернатив – покупка самолета. Что мы и увидели после того, как прошла первая волна пандемии.

Текущий минимальный сток ресурсной техники, очевидно, подтолкнёт спрос на новые борта, а за ним и более активное использование финансовых инструментов, которое в последние годы было существенно сокращено основными банками. Уверен, что банкам уже сейчас интересно искать применения полученным деньгам, поэтому условия будут скорректированы. Не сразу и не для всех, но смягчение произойдёт в самом ближайшем будущем. Таким образом, 2021 и 2022 могут быть одними из самых лучших годов для мировых производителей авиационной техники. А далее цикл замкнётся, вырастет производство, вырастут поставки новой техники, клиенты начнут обновлять флот и вторичный рынок опять наполнится ресурсной техникой.

Из мировых производителей каждый сможет получить выгоду ровно столько, насколько сможет предложить решения для клиентов. Gulfstream с новыми моделями, очевидно, опять в авангарде. Производитель умеет быть в нужное время и в нужном месте – яркий пример вывод на рынок модели G650. А сегодняшний модельный ряд американской компании может быть достойным ответом сегодняшним ожиданиям клиента. Не отстаёт и канадский производитель Bombardier. Ряд моделей, представленных рынку некоторое время назад, создают хороший потенциал роста портфолио заказов компании. А вот французский Dassault, к сожалению, пока что не может удерживать темп, по крайней мере в России, и даже лояльные клиенты бренда меняют свои предпочтения в пользу заокеанских самолётостроителей. Хотя потенциал также есть. Новая модель Falcon 10X, при правильном продвижении и работе «на местах», может быть локомотивом всей товарной линейки.

Партнер Global Jet в России и СНГ Евгений Клочков