Textron «дотянулся до электричества»

Textron собирается приобрести европейского производителя электрических самолетов Pipistrel в качестве первого шага своего нового подразделения eAviation, созданного в прошлом году, чтобы сосредоточиться на разработке экологичных самолетов.

В результате сделки, которая должна быть закрыта к концу июня, Textron заплатит около $242 млн за 90-процентную долю в словенской компании Pipistrel. Основатель и генеральный директор Иво Боскарол останется миноритарным акционером в течение двух лет, после чего оставшаяся доля капитала перейдет к Textron.

Объявив о сделке в четверг, Textron заявила, что сделает дополнительные инвестиции для поддержки планов Pipistrel по выводу на рынок различных вариантов новых электрических и гибридно-электрических самолетов, а также предоставит ей доступ к техническим и нормативным знаниям группы и к глобальной сети продаж и поддержки.

Летом 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) выдало первый сертификат на полностью электрический самолет Pipistrel Velis Electro. Самолет построен на базе поршневого самолета Pipistrel Virus SW 121. У него размах крыла 11 метров и взлетный вес 600 кг. Самолет оснащен электрической силовой установкой E-811 мощностью 58 киловатт и трехлопастным композитным воздушным винтом с фиксированным шагом. Питается электродвигатель от двух литиевых аккумуляторов общей емкостью 25 киловатт-час с жидкостной системой охлаждения. Время полной зарядки зависит от температуры окружающей среды и изношенности батареи и может занимать до двух часов. Крейсерская скорость самолета — до 180 километров в час, практический потолок — 3700 метров.

«Что интересно в Pipistrel, так это то, что у них прочный фундамент технических знаний и опыта, а их продукты предоставляют нам путь к постепенной разработке электрических самолетов, а также упрощают шаги по сертификации», — Роб Шолль, старший вице-президент Textron. «Многие говорят об электрификации, но Pipistrel — единственная, кто это сделал». Когда сделка будет завершена, Иво Боскарол станет генеральным директором нового подразделения.

В дополнение к своему портфолио легких самолетов, Pipistrel также работает над 20-местным электрическим региональным самолетом под названием Miniliner и семейством автономных грузовых самолетов Nuuva. На первый взгляд, Miniliner может рассматриваться как «электрический преемник» турбовинтового Beechcraft 1900, производство которого было прекращено в 2002 году.

До мая 2020 года компания также разрабатывала eVTOL, получивший обозначение Pipistrel 801. Она была одним из потенциальных партнеров-производителей для запланированной Uber модели Elevate, но решила уделить первоочередное внимание работе над другим новым самолетом. Впоследствии Uber продала Elevate в конце 2020 года конкуренту Joby.

В ноябре 2021 года калифорнийский стартап Airflow привлек Pipistrel для помощи в разработке электрической силовой установки для самолета eSTOL. Ожидается, что экспериментальная версия этой конструкции начнет испытательные полеты в этом году.

В Textron добавили, что сохранят штаб-квартиру Pipistrel, а также ее научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные мощности в Словении и Италии. «Под моим 30-летним руководством команда Pipistrel достигла уникального положения в области персональной, доступной, экологически чистой и электрической авиации», — прокомментировал Боскарол. «Для достижения амбициозных целей Pipistrel и продолжения истории успеха объединение Textron и Pipistrel обеспечивает глубокие знания и ресурсы, которые в противном случае были бы недоступны только Pipistrel».

В Textron заявили, что существующее семейство легких спортивных и тренировочных самолетов Pipistrel станет значительным дополнением к портфелю авиации общего назначения группы. Помимо Bell и Beechcraft, Textron также включает в себя производителя самолетов бизнес-авиации Cessna.

«Мы продолжим инвестировать как в людей Pipistrel, так и в их продукты, и мы будем управлять этим с точки зрения того, что лучше для Pipistrel, потому что это уже очень успешный бизнес. Мы очень довольны планом продукта, который у них есть, и инвестициями Textron, предела нет», - резюмируют в компании.