Первый Falcon 10X будет собран в этом году

Наряду с глобальным публичным дебютом Falcon 6X на этой неделе на выставке EBACE 2022, Dassault Aviation впервые в Европе демонстрирует полноразмерный макет кабины своего Falcon 10X как крупнейшего бизнес-джета компании.

Как комментируют в компании, проект 10Х на сегодняшний день переходит в стадию производства. «Мы добились больших успехов в запуске этого нового самолета в производство, и в ближайшие месяцы мы увидим увеличение потока деталей, подсистем и крупных узлов на наши предприятия», — сказал председатель и главный исполнительный директор Dassault Эрик Траппье.

Макет 10X, представленный на этой неделе в Женеве, имеет конфигурацию кабины, которая отличается от той, что была показана в октябре на NBAA-BACE, которая прошла в США, и подчеркивает модульную конструкцию и гибкую компоновку интерьера. Dassault представила свой самый большой и дальнобойный бизнеc-джет 10X в мае 2021 года.

Рабочий проект 10X почти закончен, а также завершены основные испытания в аэродинамической трубе. Используя свой опыт в производстве композитных крыльев для истребителя Rafale, Dassault заявила, что крылья большой стреловидности 10X будут изготовлены из углеродного волокна, что сделает его первым гражданским самолетом компании с композитными крыльями. Первые комплекты конструкционных компонентов, оборудования и узлов для 10X строятся на объектах Dassault в Европе и Северной Америке, включая новый интеллектуальный завод компании 4.0 в Секлене на севере Франции.

Новый производственный цех на заводе в Биаррице на юго-западе Франции предназначен для производства крыльев 10X, а первая конструкция сейчас находится на стадии окончательной сборки для размещения на стационарном испытательном стенде летом. Системы и средства управления полетом будут тестироваться и разрабатываться на различных испытательных стендах, в том числе на многосистемном интеграционном стенде с подсистемными компьютерами в летно-испытательном центре Dassault в Истре, недалеко от Марселя.

Траппье сообщил, что первый Falcon 10X должен выкатиться из центра окончательной сборки в начале следующего года. Первый полет ожидается примерно через год, а ввод в эксплуатацию намечен на конец 2025 года, вскоре после сертификации.

Как поясняет Трапье, новый сверхдальний бизнес-джет будет оснащаться парой турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce Pearl 10X (Pearl 10X является вариантом двигателей для G700 и G800, а также Global 5500 и 6500) и имеет салон объемом 2780 кубических футов (76,5 кубическим метров), что выгодно отличает его от конкурентов, так как он может похвастаться самым большим поперечным сечением среди «одноклассников». Самолет имеет высоту салона 6 футов 8 дюймов (2,03 м) и ширину 9 футов 1 дюйм (2,77 м). Для сравнения: кабина Gulfstream G700 имеет ширину 8 футов 2 дюйма и высоту 6 футов 3 дюйма; Bombardier Global 7500 имеет ширину 8 футов и высоту 6 футов 2 дюйма. Объем кабины всех трех бизнес-джетов примерно одинаков – около 2700 кубических футов, и хотя опубликованная дальность Global 7500 составляет 7700 морских миль, на 200 морских миль больше, все три имеют цену около $75 млн (в ценах 2021 года).

Основным изменением конструкции 10X является T-образная конфигурация оперения, отказ от характерных крестообразных и наклоненных вниз горизонтальных стабилизаторов на более ранних Falcon.

Также новинкой для 10X является добавление к цифровой системе управления полетом (DFCS), одинарного рычага управления двигателем Smart Throttle, который был тщательно протестирован во время кампании летных испытаний 7X в прошлом году. Добавление Smart Throttle к DFCS позволит добавить режим восстановления полета, новую функцию для самолетов Falcon. Smart Throttle в DFCS обеспечивает полный контроль над всеми аспектами управления полетом и двигателями, управляемыми Fadec, что делает возможным режим восстановления – возвращение 10X к стабильному полету после сбоя на любом этапе полета, когда пилот нажимает кнопку восстановления на панели приборов. Это шаг вперед, который должен помочь предотвратить превышение скорости, срыв и другие отклонения, и система более универсальна, чем кнопки уровня в некоторых современных автопилотах. Включение режима восстановления может также привести к добавлению автоматической системы предотвращения столкновений с землей (AGCAS), которая может автоматически восстанавливать воздушное судно, если его траектория предполагает столкновение с землей. Единый рычаг управления двигателем, режим восстановления и AGCAS входят в стандартную комплектацию истребителей Dassault Rafale. DFCS 10X имеет дополнительные функции, в том числе мягкий уход на второй круг и «комфортный» набор высоты и снижения, призванные сделать полет для пассажиров более комфортным во время маневрирования. Smart Throttle также помогает улучшить процедуры взлета с пониженной тягой и снижения шума. В Smart Throttle встроены элементы управления воздушным тормозом и реверсором тяги. Отдельные органы управления позволяют пилоту управлять каждым двигателем индивидуально, например, после столкновения с птицей, когда необходимо настроить поврежденный двигатель на минимальную вибрацию. Пилоты смогут использовать автопилот и автомат тяги для маневров с максимальной производительностью, таких как уход от сдвига ветра и разрешение TCAS. Автомат тяги будет работать до приземления.

Авионика Honeywell Falcon 10X будет интегрирована с единым рычагом управления двигателями Smart Throttle. В 10X интерфейс пилота меняется на сенсорные дисплеи на приборной панели, обновленную версию авионики на базе Honeywell Primus Epic, которая долгое время была основным бортовым оборудованием Falcon. В нем будет новая графическая система управления полетом с режимами фазы полета, которые значительно упрощают планирование и управление полетом, аналогично тому, что Gulfstream сделала в G400/G800. Упрощенные контрольные списки включают автоматическое определение многих положений переключателя для повышения эффективности.

В дополнение к четырем 14-дюймовым сенсорным дисплеям кабина экипажа также будет иметь четыре дополнительных девятидюймовых сенсорных экрана для таких функций, как электронная полетная сумка FalconSphere и других функций. Верхняя панель намного меньше, со многими переключателями и элементами управления на сенсорных дисплеях. Устройства управления курсором осталось на месте, обеспечивая альтернативный механизм управления, либо для пилотов, которые предпочитают это сенсорным экранам, либо для тех случаев, когда турбулентность затрудняет использование сенсорных экранов.

Двойные проекционные дисплеи FalconEye (HUD) и улучшенная система обзора полета берет на себя новую роль в качестве основных инструментов. Это означает, что пилот сможет использовать исключительно к HUD, не глядя на дисплеи сверху вниз, и это открывает пространство на панелях для других целей. Компания Dassault ожидает, что с помощью FalconEye будет доступна возможность «EVS-посадки», что позволит выполнять заход на посадку в условиях плохой видимости и отсутствия естественного обзора.

Что касается нового реактивного двигателя, то Pearl 10X будет развивать тягу более 18 000 фунтов при снижении удельного расхода топлива на 5% по сравнению с двигателями предыдущего поколения. Двигатель имеет лопаточно-дисковую конструкцию вентилятора и 10-ступенчатый компрессор с шестью ступенями моноблоков. Камера сгорания со сверхнизким уровнем выбросов снижает шум и выбросы, а двухступенчатая турбина высокого давления имеет конструкцию без кожуха. Испытания будут включать использование 100-процентного экологически чистого авиационного топлива (SAF).

У Falcon 10X будет иметь самый большой и комфортабельный салон на рынке, и он будет предлагать большую модульность, чем любой другой самолет этого класса, с возможностью выбора нескольких внутренних конфигураций. 10X достаточно большой, чтобы вместить четыре зоны равной длины, но владельцы могут сконфигурировать свой салон для создания действительно индивидуального интерьера, включая, например, расширенную обеденную/конференц-зону, специальную развлекательную зону с большим экраном, частную каюту с кроватью размера «queen-size» или большую мастер-каюту с отдельным душем. 10X будет иметь совершенно новый фюзеляж с 38 иллюминаторами, которые почти на 50% больше, чем у Falcon 8X.