Archer Aviation строит амбициозные планы, но сталкивается с реальностью

Калифорнийский стартап Archer Aviation Inc заявила, что намерен произвести около 250 eVTOL в 2025 году и нарастить производство в последующие годы, поставив перед собой цель пройти сертификацию своих воздушных судов к концу 2024 года.

«В первый год мы построим 250 аппаратов, во второй  — 500, в третий год — 650, а затем увеличим объем до 2000 воздушных судов в год», — сказал в интервью Reuters генеральный директор Адам Гольдштейн.

Archer стремится сертифицировать свой eVTOL Midnight с пилотом и четырьмя пассажирами к концу 2024 года, хотя Федеральное авиационное управление США (FAA) все еще находится в процессе разработки правил сертификации для этих футуристических воздушных судов.

После сертификации, eVTOL калифорнийского стартапа будет конкурировать на переполненном рынке с десятками других разработчиков, таких как Joby Aviation Inc и Vertical Aerospace Ltd. Зарождающаяся отрасль, поддерживаемая промышленными тяжеловесами, такими как Toyota Motor Corp и Delta Air Lines, по-прежнему сталкивается со значительными проблемами, связанными с сертификацией, разработкой подходящей системы управления воздушным движением и усовершенствованием аккумуляторных технологий. В течении текущего года акции Archer упали на 54%.

В мае FAA заявило, что меняет свой нормативный подход к сертификации eVTOL, определяя их как самолеты с механической подъемной силой, а не как небольшие воздушные суда, что вызывает обеспокоенность по поводу задержек сертификации.

Гольдштейн ожидает, что отрасль может ежегодно испытывать спрос на тысячу воздушных судов eVTOL.

Тем не менее аналитики отмечают, что финансовые институты замедляют свои инвестиции в авиационные стартапы по мере того, как экономическая ситуация становится все более неопределенной. Именно так считает отраслевой аналитик Брайан Фоули из Brian Foley Associates. Инвесторы долгое время с опаской относились к новым возможностям в авиации общего назначения после краха Eclipse Aviation и убытков, которые превысили $1 млрд. Однако Фоули предположил, что время и смена поколений стерли большую часть коллективных знаний и воспоминаний финансового сообщества об этом событии.

Авиация снова стала привлекательной, поскольку инвесторы искали новые возможности, особенно с новыми технологиями. «Этот сектор стал новой блестящей вещью для инвестиционного сообщества с ослепительными летающими автомобилями, частными чартерными самолетами, подобными Uber, сверхзвуковыми самолетами, подобными Concorde, и зелеными двигательными установками». Фоули добавил, что специализированные компании по слиянию и поглощению (SPAC) позволяют некоторым из этих зарождающихся компаний пропускать традиционные промежуточные этапы сбора средств.

Но, по его словам, сейчас игра окончена. «Повышение процентных ставок сделало другие инвестиции за пределами авиации более привлекательными. В сочетании с постоянно меняющейся экономикой это создает более защитную позицию инвесторов в отношении рискованных авиационных стартапов», - утверждает Фоули.

Он добавил, что миллиарды, уже вложенные в эту отрасль, теперь находятся под «острым риском», а количество жертв растет. «Закрытие в 2021 году программы сверхзвуковых пассажирских самолетов Aerion должно было послужить поводом для беспокойства для остальных». Он отметил, что стартап Kittyhawk также «просто сдался».

С предполагаемым предложением в более 300 воздушных судов eVTOL риск увеличился. Кроме того, стоимость SPAC на рынке авиации общего назначения уже снизилась. Он отметил, что акции Archer, Lilium и Joby упали до диапазона от 2 до 4 долларов по сравнению со средним выпуском акций в 10 долларов, в то время как Wheels Up стоит чуть больше одного доллара.

«Среди молодых авиационных компаний же начался эффект домино и в обозримом будущем это еще больше усилится. Проигравших будет гораздо больше, чем победителей», — предсказал Фоули. «Явными проигравшими будут те, кто потеряет деньги на этих стартапах».