Airbus Racer готовится к первому полету

Airbus ожидает, что очередной демонстратор технологий под названием Racer (rapid and cost-efficient rotorcraft - быстрый и экономичный вертолет) полетит во второй половине 2023 года. Первоначально первый полет планировался на 2022 года, но ограничения в цепочке поставок привели к задержке.

Высокоскоростной демонстратор, с расчетной скоростью до 400 км/ч (216 узлов), оснащен двумя толкающими винтами, установленными на неподвижном двойном крыле или «крыле коробчатого типа», и пятилопастным несущим винтом. Уникальные крылья повышают летные характеристики вертолета, обеспечивая дополнительную подъемную силу и возможность летать дальше и быстрее, чем обычные вертолеты. На крейсерской скорости примерно половина подъемной силы приходится на неподвижное крыло. Между тем, его асимметричная хвостовая балка обеспечивает в режиме висения прирост производительности до 10%.

По данным Airbus, два двигателя Safran Aneto-1X мощностью 2500 л.с. обеспечивают на 25% больше мощности, чем двигатели аналогичного размера. Racer может добиться во время крейсерского полета снижения расхода топлива до 15%, когда пилот переводит один из двух двигателей в резервный режим — конфигурация, которую Safran называет «экономным режимом».

Racer основывается на опыте, накопленном Airbus Helicopters при создании высокоскоростного демонстратора X3, установившего в июне 2013 года рекорд скорости в 255 узлов (472 км/ч).

«Демонстратор X3 показал, что высокая скорость и высокая эффективность могут быть получены, когда скорость вращения несущего винта снижается во время горизонтального полета, а тяга обеспечивается винтами, установленными на крыле, которое дает дополнительную подъемную силу», — пояснил директор по исследованиям и инновациям Airbus Helicopters Томаш Крысински.

На демонстраторе Racer, частично финансируемого европейской исследовательской программой Clean Sky 2, Airbus разместила толкающие винты на задней кромке коробчатого крыла (по сравнению с конфигурацией на X3, где винты были тянущие), что уменьшило потребную мощность для горизонтального полета на 10%, что еще больше снижает расход топлива и увеличивает дальность полета.