SuperJet International (SJI), бывшее совместное предприятие итальянской Leonardo и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), претендует на маловероятное возвращение, включая планы по возобновлению производства регионального самолета SSJ100 на новой площадке в ОАЭ.
Как сообщает Flightglobal, центральное место в этих усилиях, при условии одобрения правительства Италии и России, занимает продажа 49% акций ОАК в SJI, базирующаяся в Венеции, компании Mark AB Capital Investments из ОАЭ, которая присоединится к существующим акционерам Studio Guidotti International (41%) и Leonardo ( 10%). «С [ратификацией] этого соглашения ОАК фактически выйдет из программы Superjet», — говорится в сообщении SJI.
Но неясно, как именно государственная ОАК выйдет из проекта. Сейчас производитель продвигает разработку «русифицированной» версии Superjet, лишенной западного оборудования и получившей название SSJ-New, которая уже привлекла крупные заказы от российских авиакомпаний.
Отказаться от этих планов со стороны ОАК не представляется возможным, учитывая потребность российских перевозчиков в самолетах отечественного производства при международной изоляции из-за конфликта на Украине. Но если SJI возобновит производство, на рынке могут появиться два очень похожих региональных самолета.
Акции и активы SJI были заморожены в феврале 2022 года после начала спецоперации России на Украине, в результате чего на ее объекте в аэропорту Венеции Тессера остался штат из 110 сотрудников. Новый владелец предполагает «план перезапуска», согласно которому в компанию будет вложено 190 млн евро ($201 млн), большая часть — 110 млн евро — пойдет на венецианскую площадку.
SJI заявляет, что инвестиции будут «поддерживать разработку новых конфигураций самолетов, строительство нового филиала в ОАЭ, а также постоянное совершенствование самолета для решения проблем рыночной конкуренции».
Компания планирует запустить новую линию окончательной сборки самолета в международном аэропорту Аль-Айн, на которой будут производиться «зеленые» самолеты для комплектации в Венеции. Ранее SJI отвечала за продажи и маркетинг SSJ100 западным заказчикам, а также за комплектацию и поставку этих самолетов.
SJI прогнозирует рынок как минимум для 240 самолетов, включая пассажирские, грузовые и VIP-версии, «большинство из которых будет предназначено для рынков ОАЭ и Индии». Тем не менее, прежде чем можно будет начать производство, необходимо будет преодолеть серьезные проблемы, особенно связанные с восстановлением цепочки поставок SSJ100.
Примечательно, что для замены прежних двигателей SaM146 потребуется закупить новые двигатели от PowerJet, совместного предприятия французской Safran и российского НПО «Сатурн».
SJI не раскрывает, когда ожидается выпуск первого самолета с производственной линии в Аль-Айне, и как она предлагает воссоздать базу поставщиков.
Согласно интервью Gulf News с генеральным директором Mark AB Абдуллой аль-Кубайси, завод, в который будет инвестировано $180 млн, планируется запустить в 2025 году и первоначально производить 10-15 самолетов в год.
В дополнение к работам по комплектации, венецианская площадка станет проектной организацией и организацией по производству SSJ100. Она также будет нести ответственность за маркетинг и продажи, установку опций самолета, обучение экипажей, окончательные летные испытания, поставки и поддержку клиентов.