Относительная экономическая эффективность покупки подержанных самолетов, пакет обновлений и наличие одобрения производителя оказались привлекательными для клиентов, обеспечив плавный взлет программы сертифицированных подержанных самолетов Bombardier – Certified Pre-Owned (СРО). Запущенная в 2021 году CPO набрала обороты среди клиентов производителя до такой степени, что до EBACE 2023 просто не было ни одного экземпляра, который можно было бы продемонстрировать на выставке. На сегодняшний день продано более 15 самолетов.
«Каждый раз, когда появлялся такой самолет, он продавался очень быстро», - говорит Минди Хуанг, инженер по продажам Bombardier. «Очень редко у нас появляется возможность представить его публике, клиентам, средствам массовой информации».
Программа включает в себя выбор, проверку, ремонт и модернизацию подержанных Bombardier – обновление всего, от окраски до интерьеров, авионики и средств связи. Самолеты поставляются заказчикам с годовой гарантией производителя на планер, все применимое техническое обслуживание завершено, и применяется программа покрытия Smart Services для планера, двигателя и ВСУ. Все работы выполняются в сервисных центрах Bombardier.
Производитель очень внимательно относится к тому, какие самолеты выбираются для программы, Хуанг отмечает, что речь идет о том, «где мы видим хорошую ценность для клиента».
Томас Фисселье, директор по приобретению и поддержке продаж подержанных самолетов в Bombardier, объясняет, что это предполагает понимание происхождения самолета. «Мы проводим самолет через три уровня осмотра перед покупкой», - говорит он. «Мы просматриваем все бортовые журналы, техническое обслуживание, чтобы понять, откуда прилетел самолет. Сколько часов? Сколько циклов? Какие изменения уже внесены? И на основе всех этих критериев мы принимаем решение, соответствует ли самолет требованиям программы CPO».
Для Минди Хуанг двумя самыми большими преимуществами обращения к производителю подержанного самолета Bombardier по сравнению с обращением во внешний ремонтный центр являются опыт специалистов сервисного центра и гарантия. «Мы знаем самолеты лучше всех», - уточняет она. «Клиенты получают опыт производителя, включая поддержку при поставке и послепродажном обслуживании. Еще одним преимуществом является то, что все техническое обслуживание находится на современном уровне. У третьей стороны они обновят интерьер, но обслуживание, большие проверки могут проводиться, а могут и не проводиться. В нашем самолете CPO все это включено».
Выбранные самолеты имеют четкий график без каких-либо крупных мероприятий по техническому обслуживанию на срок до 12 месяцев. «Наша цель — предоставить услугу «под ключ», которая будет действительно проста для клиента и обеспечит душевное спокойствие», — добавляет Хуанг.
Хуан отмечает, что одним из наиболее важных архетипов клиентов для программы является покупатель, впервые приобретающий бизнес-джет. Bombardier не считает, что программа CPO влияет рынок ее новых самолетов. «С помощью этой программы мы просто обращаемся к более широкой аудитории, поэтому иногда клиент, который приходит к программе CPO, может позже купить новый Challenger или Global», - говорит она.
Технически все типы производителя — семейства Learjet, Challenger и Global — доступны через программу CPO, хотя Хуанг отмечает, что «сейчас мы больше уделяем внимание нашим самолетам Challenger и Global — именно здесь мы видим интерес со стороны клиентов».
Самолет, представленный на EBACE, представлял собой Challenger 605 2012 года выпуска. Помимо нового интерьера и окраски, он был обновлен за счет возможности в кабине связи Ka-диапазона и новой усовершенствованной авионики Collins Pro Line 21, и зарегистрирован в программах для подключенных самолетов Smart Parts Preferred и Smart Link Plus. «Когда я впервые поднялась на борт после доработок я и подумать не могла, что этот самолет был произведен в 2012 году. Это почти как только что сошедший с конвейера Challenger 650».
Интерьеры и технологии обновляются в индивидуальном порядке, обычно до привлечения покупателя. «Это не похоже на новый самолет, где клиент просто садится и выбирает всё. Если к самолету уже есть интерес, мы сделаем все возможное, чтобы удовлетворить его вкусы, но обычно это остается на усмотрение наших дизайнеров интерьера. Наша команда дизайнеров интерьера рассмотрит тенденции и актуальное состояние и разработает спецификацию. Потом мы его сфотографируем и выставим на продажу».
Минди Хуанг отмечает, что структура кабины будет обновляться только в случае возникновения проблемы. Обычно объем внутренних работ заключается в обновлении мягких материалов. Что касается эстетики интерьера салона, дизайнеры выбирают из «огромного» набора материалов, но подход заключается в том, чтобы сохранить классику. «На самом деле это также зависит от региона», - отмечает Хуанг. «Для Северной Америки мы будем использовать светлую древесину, а в Европе – более темную древесину. Но мы стараемся сделать интерьер как можно более обширным и открытым для как можно большего числа людей. Наши дизайнеры проводят детальные исследования предпочтений».
В Challenger 605, показанном на выставке EBACE, сиденья были перетянуты кожей с боковой отделкой, а диван – тканью. Хуанг видит, что ткань используется все чаще и имеет такие преимущества, как долговечность для салонов при частых перелетах, звукоизоляция, отсутствие холода зимой и тепла летом.
Не все находящиеся в эксплуатации самолеты совместимы со всем оборудованием новейших моделей самолетов Bombardier. Например, сиденья Nuage в настоящее время являются эксклюзивными для совершенно новых самолетов Global и Challenger 3500.
В любом случае, отчасти привлекательность программы Bombardier CPO может заключаться в скорости, с которой можно приобрести самолет, когда сложное проектирование сведено к минимуму. «Учитывая успех самолетов CPO, а они продаются очень быстро, мы не перешли на сиденья Nuage», – говорит Хуанг. «На старых самолетах, поскольку структура пола немного другая, для установки новых сидений требуется больше инженерных работ. Но мы, очевидно, изучаем всевозможные варианты, если есть что-то, о чем наши клиенты часто просят».
Как и в случае с дизайном интерьера, технологическая модернизация производится в индивидуальном порядке. «Когда мы принимаем самолет Bombardier в программу CPO, наша команда проверяет его и дает оценку», - говорит Хуанг. «Что касается IFC и авионики, мы обновим всё, чтобы оно было актуальным и готовым к любым новым функциям авионики, которые появятся. Что касается технологии салона, то это действительно зависит от конструкции самолета и проводки, которую необходимо проложить. Мы сделаем все, что сможем, в пределах возможностей кабины, и обычно это самые современные технологии».