Сверхзвуковой прототип Boom выполнил первый полет

Boom Supersonic сообщила, что сверхзвуковой демонстратор XB-1 выполнил первый полет. В ходе полета ХВ-1 набрал максимальную высоту 2170 метров и развил скорость 455 км/ч.

Как и сверхзвуковой авиалайнер компании Overture, первый полет которого состоится ближе к 2030 году, в XB-1 используются композиты из углеродного волокна, усовершенствованная авионика, оптимизированная с помощью цифровых технологий аэродинамика и усовершенствованная сверхзвуковая двигательная установка.

Силовая установка стала предметом некоторых разногласий после того, как компания Rolls-Royce подписала «соглашение о сотрудничестве» для изучения технических требований для двигателя Overture и сообщила, что приняла решение далее не участвовать в программе.

«Мы завершили наш контракт с Boom и провели различные инженерные исследования для их сверхзвуковой программы Overture», - говорится в заявлении Rolls-Royce. «После тщательного рассмотрения компания Rolls-Royce определила, что рынок сверхзвуковой коммерческой авиации в настоящее время не является для нас приоритетом и, следовательно, не будет продолжать дальнейшую работу по программе в настоящее время. Было очень приятно работать с командой Boom, и мы желаем им всяческих успехов в будущем».

Не испугавшись этого, в конце 2022 года компания Boom объявила, что сформировала команду из разработчиков двигателей, производителя присадок и специалиста по техническому обслуживанию газотурбинных двигателей, чтобы помочь разработать двигатель под названием Symphony, четыре из которых будут приводить в действие Overture.

Спустя два десятилетия после вывода из эксплуатации «Конкорда» первый полет XB-1 знаменует возвращение гражданского сверхзвукового самолета в небо и, по словам компании, прокладывает путь к возрождению массовых сверхзвуковых путешествий. Программа XB-1 обеспечивает основу для проектирования и разработки Overture – сверхзвукового авиалайнера на 64–80 мест, способного развивать скорость 1,7 Маха. Компания оценивает, что сможет получить сертификацию к концу десятилетия.

По словам основателя и главы компании Блейка Шолля [Blake Scholl], запуск прототипа XB-1 — важная веха в истории компании. «Если прототип не отличается от серийной модели, значит вы ничему не научились. А мы многому научились в проектировании, разработке и производстве XB-1, и это позволит нам улучшить Overture. Подобные предприятия всегда начинаются с поиска капитала, но затем нужно продемонстрировать результат. И полет XB-1 — один из важнейших результатов [нашей работы]. Он показывает, что мы на пути к цели, а это привлечет еще большее финансирование. На этом построены все частные аэрокосмические предприятия вроде той же SpaceX», - прокомментировал он.

Boom Supersonic уже привлекла более $700 миллионов, но по оценке Шолля общая сумма затрат может достичь $8 млрд. А кроме финансирования компании придется решать и другие проблемы.

Современные правила воздушных перевозок запрещают сверхзвуковые перелеты над большей частью суши. Впрочем, экспериментальные разработки в области снижения звукового давления вроде X-59 QuessT (Quiet SuperSonic Technology) могут подтолкнуть законодателей пересмотреть их. Но даже 1,7 Маха над океаном вдвое сократит время полета из Нью-Йорка в Лондон или из Сиэтла в Токио.

Никуда не делась и давняя проблема сверхзвуковых самолетов — повышенное потребление топлива при довольно скромной вместимости. Так, Overture за раз сможет перевезти через Атлантику всего 64 пассажира против 853 у Airbus A380. И это не только экономическая, но и экологическая проблема. Снизить нагрузку на экологию могло бы использование экологически чистого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel, SAF), но и с ним не все так просто.

По словам Шолля, XB-1 предстоит еще порядка 15 испытательных вылетов, прежде чем самолет в конце концов преодолеет звуковой барьер. А пока до первого полета Overture еще много лет.

«Мы все еще надеемся запустить Overture до конца десятилетия. Впереди еще много работы, и нам предстоит как следует позаботиться о безопасности перелетов. Однако нам не хотелось бы затягивать, поскольку мы делаем этот самолет для себя, друзей, наших семей и клиентов», — сказал Шолль.