Ох уж эти японцы со своей манией первенства. На протяжении последнего десятилетия гуру, а вернее пятерка производителей бизнес-джетов четко сформировала своего рода классификацию типов самолетов, которую рынок принял. Исходя из своих задач операторы и владельцы могут выбрать самолет в суперлегкой категории, легкой, средней, суперсредней, а также тяжелой и ультрадальней. Для особо состоятельных производители предлагают бизнес-лайнеры. Все ниши просчитаны, все ниши эффективны, именно так утверждают аналитики рынка, скептически относясь к появлению новых сегментов. Но американские конструкторы с японскими корнями, пожалуй, рушат стереотипы рынка и начинают в очередной раз доказывать свою уникальность и инновационость.
После весьма неплохого успеха своего первенца HondaJet, который доминирует в нише VLJ, производитель решил провести настоящую революцию, предложив рынку самолет среднего размера в категории легких джетов. За основу конструкторы взяли модный и стильный фюзеляж HondaJet, удлинив его почти на половину. В салоне по-прежнему придется согнуться (высота всего 1,59 м), но эта особенность всех самолетов такого класса. Зато за счет более длинного фюзеляжа просматривается некое дополнительное пространство почти в 8 метров, где владельцы по своему усмотрению смогут установить компоновку салона, отвечающую их потребностям. Салон самолета будет доступен в трех различных модульных вариантах: Executive (6 мест), Dual Club (8 мест) и Divan (9-10 мест) вместимостью до 10 пассажиров. В каждом из них предусмотрены эргономичные кресла с большим пространством для ног и багажа. Если ограничить пассажировместимость пятью пассажирами, то самолет будет максимально эффективным. В передней части самолета также есть очень стильный камбуз во весь рост и вместительный грузовой отсек рекордным объемом в 3,4 куб.м. На данный момент Honda не сообщает о дополнительном оборудовании для пассажиров, но мы уверены, что умные помощники, а также система развлечения в полете будут доступны даже в базовой версии. В одном уверен производитель – салоне сохранится атмосфера среднего размера, при этом, «особое внимание будет уделяться пространству, комфорту и производительности».
Красиво, но что по ЛТХ? Заявленные характеристики 11-местного малыша действительно впечатляют – максимальная дальность 4862 км, а крейсерская скорость 834 км/ч, на высотах до 14300 метров. Для взлета самолету понадобится всего 1006 метров «бетона», а для посадки – 777 метров. Это прекрасно, ибо «японскому новичку» будут доступны все аэропорты и подавляющее большинство аэродромов, что является очень хорошим подспорьем перед «одноклассниками». И это все про «Эшелон».
Но немного официальной информации. HondaJet Echelon – официальное название нового легкого самолета компании Honda Aircraft, которое она представила на выставке NBAA-BACE в прошлом году. Как отмечают сами «хондовцы», название символизирует дальновидный путь компании к бизнес-джету следующего поколения, поднимающему эффективность на новую высоту, а также обеспечивающему комфорт и удобство премиум-класса. В официальном проспекте компании так и указано – «HondaJet Echelon был создан для создания новой категории, которая выходит за рамки путешествий на обычных легких джетах. Расширение мобильности до небес было давней мечтой Honda, и HondaJet Echelon знаменует собой следующую захватывающую главу, демонстрируя классическую историю Honda о продукте, который создает новую ценность для людей».
HondaJet Echelon, представленный в 2021 году как HondaJet 2600 Concept, задает новую парадигму, предлагая опыт самолетов среднего размера в категории легких джетов. Самолет спроектирован как первый в мире легкий бизнес-джет с одним пилотом, способный совершать беспосадочные трансконтинентальные перелеты через Соединенные Штаты. Одним из ключевых элементов новой модели, получившей обозначение HA-480 в семействе HondaJet, является стремление Honda Aircraft соответствовать базовому типу Elite II – HA-420. Это станет возможным благодаря использованию архитектуры кабины пилота Garmin G3000. По замыслу конструкторов конструкция HondaJet Echelon включает в себя большую степень электрификации и автоматизации систем, что позволяет использовать несколько передовых технологий для расширения возможностей пилотов, снижения рабочей нагрузки и повышения безопасности. В число основных функций входят: автоматическое включение двигателя, аварийная посадка, автоматическое торможение, усовершенствованная система усиления рулевого управления (ASAS) и система предупреждения о препятствиях на взлетно-посадочной полосе (ROAAS). Кроме того, несколько систем на борту имеют улучшенную электрическую архитектуру, что обеспечивает более точное управление и улучшенную интеграцию самолета. Эти конструктивные усовершенствования также упрощают системы, что приводит к уменьшению веса, повышению надежности и простоте обслуживания в течение всего срока службы самолета.
Амод Келкар, коммерческий директор Honda Aircraft, отметил, что Echelon стремится изменить состав клиентов для серии HondaJet. «По сути, у нас есть три типа клиентов», - сказал Келкар. Первый – это владелец-оператор, которые также являются пилотами, поэтому у них есть свои собственные самолеты, они летают на них, используя их для личных полетов или для бизнеса. Их налет составляет около 150 часов в год. «Кроме того, у нас есть корпоративные клиенты, не обязательно корпорации. У них загрузка немного выше, я бы сказал, около 250-400 часов в год на самолет, и они летают исключительно с визитами типа B2B. И, наконец, третий сегмент, который с точки зрения использования является самым высоким, но с точки зрения количества является самым маленьким, — это чартерные и долевые операторы, на которые приходится примерно 1400-1500 часов в год».
Производство Echelon будет осуществляться в штаб-квартире Honda Aircraft Company в Гринсборо, Северная Каролина. Начало сборки запланировано на 2024 год. Первый полет запланирован на 2026 год, а сертификация типа – на 2028 год.