Двигатель ВК-650В дает второй шанс вертолетам «Ансат», Ка-226 и Ми-34М1

В ходе визита вице-премьера Дениса Мантурова 22 октября в Казань накануне саммита стран БРИКС+ ему были представлены перспективные новинки отечественного гражданского авиастроения. Помимо «нового-старого» пассажирского лайнера Ту-214, интерес вызывают импортозамещенные версии легких вертолетов.

«Ансат» и Ка-226

Помимо Казанского авиационного завода имени Горбунова, вице-премьер посетил и Казанский вертолетный завод, где ему продемонстрировали вертолеты Ми-8МТВ-1 и Ми-38, а также доложили о статусе программы по импортозамещенному «Ансат». В сообщении кабинета министров после этого было сказано о том, что этот легкий вертолет должен взлететь с новым двигателем до конца 2024 года:

Импортозамещение состояло в замене импортных бортовых систем управления, автопилота и противообледенительных систем на отечественные, а также в установке новой силовой установки в виде ВК-650В. За счет такой модернизации увеличится взлетная масса на 200 килограммов, дальность полета вырастет до 640 километров, а с дополнительным топливным баком - до 800 километров.

И это ключевая новость, поскольку этот двигатель открывает дорогу серийному производству целого семейства летательных аппаратов, включая несколько легких вертолетов. Первый - это сам «Ансат», многоцелевая винтокрылая машина, которая может использоваться для доставки грузов, перевозки пассажиров, проведения поисково-спасательных операций, патрулирования, оказания экстренной медицинской помощи и первоначального обучения.

В версии «Ансат-У» вертолет используется как учебная машина для Минобороны РФ и МЧС. Существует и боевая модификация «Ансат-2РЦ», правда, в штучном выставочном варианте. Большие надежды возлагаются на медицинский вертолет «Ансат», который уже прошел сертификацию, в том числе, в экспортной версии. В ходе прошлогоднего международного авиасалона Dubai Airshow вице-премьер Мантуров рассказывал журналистам об интересе со стороны иностранных заказчиков:

Проблема этой довольно перспективной винтокрылой машины заключалась, как и у всех других наших современных легких вертолетов, в зависимости от импортных силовых установок. На «Ансате» ставились американские двигатели PW207K от компании Pratt & Whitney в ту пору, когда широкая международная кооперация еще казалась хорошей идеей.

С теми же трудностями столкнулся и его второй собрат по классу Ка-226Т, которые используют французские двигатели Arrius 2G1. Данный вертолет предназначен для перевозки 6 пассажиров или 1350 килограммов груза. Он очень прост в управлении и представляет собой дальнейшее развитие советского Ка-26. Якорными заказчиками Ка-226 были «Газпром», МЧС и мэрия Москвы, а в 2015 году контракт на поставку аж 200 единиц таких вертолетов подписали Вооруженные силы Индии.

Предполагалось, что Нью-Дели получит 40 машин, произведенных целиком в России, а остальные будут собираться в Индии по лицензии. В 2023 году данное соглашение было заморожено из-за отсутствия взаимопонимания между сторонами по вопросу о степени локализации производства.

И вот теперь с запуском в серию ВК-650В эти два перспективных российских вертолета, «Ансат» и Ка-226Т, смогут получить новую жизнь. И не только они.

Ми-34М1

Буквально за неделю до визита господина Мантурова в Казань в подмосковном Томилино состоялся тестовый полет в режиме висения однодвигательного вертолета Ми-34М1, оснащенного двигателем ВК-650В. И это очень интересное событие, поскольку программа возрождения производства этого легкого вертолета широко в прессе не освещалась, в отличие от «Ансата» и Ка-226Т.

В конце 70-х годов прошлого века с просьбой о создании нового легкого учебно-спортивного вертолета обратился лично руководитель ДОСААФ маршал авиации Александр Покрышкин. Ми-34 разрабатывался под поршневой двигатель М-14В-26, первый полет состоялся в 1986-м, и он должен был производиться в украинском Закарпатье. Но из-за распада СССР данный авиастроительный проект не был реализован.

В 1992 году в рамках программы развития гражданской авиационной техники до 2000 года было решено собрать до 400 Ми-34 уже на Арсеньевском авиационном заводе. Однако реальный спрос составил всего 30 единиц, которые приобрели нефтяные компании, столичная милиция и иностранные заказчики из Нигерии. В начале 2010-х про Ми-34 снова вспомнили, представив две модификации: Ми-34C2 с французским газотурбинным двигателем Arrius и Ми-34С1 с поршневым двигателем.

Вот только с поршневым двигателем вертолет по своим технически характеристикам не выдерживал никакой конкуренции с иностранной техникой соответствующего класса, в частности, с моделями Robinson. Но теперь на сцену выходит Ми-34М1 с полностью отечественным ВК-650В, фактически новый вертолет в старой упаковке. По всей видимости, его позиционируют как замену VRT500, который проектировался в рамках широкой международной кооперации и не пережил режима западных санкций.

Теперь у нашей страны могут появиться сразу три легких вертолета. Главное, чтобы на всех хватило двигателей ВК-650В, на которые уже давно выстроилась очередь.

Источник: Репортер