В начале ноября Росавиация выпустила директиву летной годности, в которой говорится, что при расследовании аварии вертолета «Ансат-СК» (RA-20101) «Национальной службы санитарной авиации» (НССА, «дочка» Ростеха) в Нижегородской области 22 октября, в ходе осмотра воздушного судна, было обнаружено разрушение хвостового редуктора ХР-23 и отсутствие ряда элементов лопастей рулевого винта.
Как сообщает ТГ-канал «Авиаторщина», спустя три дня после авиапроисшествия Межгосударственный авиационный комитет направил производителю оперативные рекомендации по проведению срочных профилактических мероприятий. А в конце октября «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) издал техническое решение, на основании которого и была выпущена ДЛГ.
Директива Росавиации предписывает проведение разовых проверок на всех «Ансатах»: причем на вертолетах санитарной модификации «Ансат-СК» — незамедлительно, а на остальных — в течение ближайших 25 летных часов. Под действие ДЛГ попали не только эксплуатируемые «вертушки», но и те, что находятся на хранении, в процессе производства и на стадии передачи эксплуатанту.
Обязательным проверкам подлежат хвостовые редукторы и лопасти рулевых винтов, в том числе на складах. Совместные бригады КВЗ и эксплуатанта должны провести визуальный осмотр корпуса и крышки хвостового редуктора ХР-23, а также лопастей рулевого винта на наличие дефектов. В случае обнаружения на лопастях непроклеев, рулевые винты предписано отстранить от эксплуатации и отправить на КВЗ для исследования и восстановления. А при обнаружении трещин, забоин и коррозионных повреждений на поверхностях деталей хвостового редуктора — сфотографировать и направить на КВЗ для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации.
По словам одного источника, после проведенных проверок для перестраховки было решено отправить на КВЗ для ремонта рулевые винты со всех «Ансат-СК». Всего их насчитывается около 40 вертолетов — все они находятся в парке НССА. Как утверждает наш собеседник, полеты на них были остановлены.
Проверки привели к ремонту рулевых винтов на всем парке «Ансат-СК». Забраковывают все, поскольку перепугались. Значительную долю санитарной авиации остановили разом. А это госконтаркты — дежурство 24/7. Как долго рулевые винты будут везти со всей России и ремонтировать — никто не знает. Врачи обеспокоены. Что делать дальше — не понятно, — сетует источник.
Еще в прошлом году на «Ансатах» был обнаружен производственный дефект лопастей рулевого винта (РВ) — этому предшествовали два события. 17 мая на послеполетном техобслуживании санитарного вертолета (RA-20084) выявили отсутствие оковки лопасти РВ. А через три дня во время полета другого «Ансат-СК» (RA-20082) в районе рулевого винта появилась ощутимая вибрация (дисбаланс), командир выполнил благополучную посадку, после которой было обнаружено отсутствие двух оковок лопасти РВ.
Тогда провели дополнительные осмотры РВ на «Ансатах» и выявили непроклей оковок вместе с резиновым слоем накладки на лопастях РВ из-за низкой адгезии (сцепление поверхностей разнородных тел) резинового слоя к слоям стеклопластика. После этого КВЗ также выпустил техническое решение, а Росавиация — директиву летной годности. Она обязала эксплуатантов при каждом периодическом техобслуживании по форме «50 летных часов» проводить проверку на отсутствие непроклееев на всех «Ансатах» , и в случае обнаружения дефекта — отстранять рулевой винт от эксплуатации и отправлять его на КВЗ для ремонта.