Серийный заказ на 10–15 самолетов ТВС-2МС (модернизированная версия «кукурузника» Ан-2) в год со сроком в 3-5 лет позволил бы «Русавиапрому» профинансировать разработку двигателя и воздушного винта на замену американским комплектующим, рассказал глава авиастроительной компании из Новосибирска в интервью «Коммерсанту». Алексей Крюков допустил, что предприятие может переехать за рубеж, если не найдет поддержку своим планам в России
«Русавиапром», выпускающий модернизированную версию Ан-2 («кукурузник») — ТВС-2МС, готов перевести производство за рубеж, если не получит господдержку в России. Об этом заявил в интервью газете «Коммерсантъ» гендиректор новосибирского авиастроительного предприятия Алексей Крюков. ТВС-2МС выпускается с двигателем и винтом производства США, в 2022 году компания просила у Минпромторга 9 млрд рублей на их замену, но финансирование отложили.
По словам Крюкова, государство пока не приняло решения по внесению ТВС-2МС в Комплексную программу развития авиаотрасли, но компания хотела бы включиться в нее. «Если бы у завода был серийный заказ с глубиной от трех до пяти лет на 10–15 самолетов в год, откладывая свои 10% на НИОКРы, я выделял бы средства на разработку и улучшения, в том числе и на разработку двигателя и воздушного винта», — сказал глава «Русавиапрома». Прочность предприятия — один самолет в год, он позволит сработать «в ноль», отметил он.
«Без участия в госпрограмме масштабировать производство будет невозможно», — добавил Крюков. «Мы планируем замену двигателя, но без масштабного заказа не сможем начать такое большое дело, нужен большой заказ и льготный лизинг», — сказал глава «Русавиапрома».
По словам Крюкова, на создание отечественного двигателя путем реинжиниринга необходимо 4 млрд рублей, а не 9 млрд, как оценивалось ранее.
Гендиректор сказал, что самолет Ан-2 после капремонта стоит 20−25 млн рублей, а самолет ТВС-2МС — 200 млн рублей. «Но на самолет есть спрос, наших заказчиков цена устраивает», — отметил он. По оценке Крюкова, Cessna 208 Grand Caravan стоит $4−4,5 млн за новый самолет, модернизированный «кукурузник» — чуть более $2 млн, но по техническим характеристикам Ан-2 или ТВС-2МС «подходят эксплуатантам лучше».
Крюков сообщил, что с 2012 года авиазавод выпустил 28 машин; на стапеле стоит 28-я по счету машина, и еще одна в заказе. За 2023−2024 годы заказчики получили шесть самолетов. Среди покупателей ТВС-2МС Крюков назвал в качестве самых последних по времени примеров томскую авиакомпанию «СибАэроКрафт» (четыре самолета) и «Авиасферу» из Уфы (два самолета). «Мы уже делаем самолеты и понимаем, каким образом выйти в серийное производство полностью новых самолетов, включая фюзеляжи», — подчеркнул он.
Компания также рассчитывает модернизировать 10–12 самолетов Ан-2 в год. По подсчетам Крюкова, всего по стране около 800 таких самолетов, а в эксплуатации около 350. Ан-2 летал в 26 странах мира, напомнил он. «В этой ситуации мы задумываемся: а не организовать ли нам производство самолетов ТВС-2МС за рубежом, где уже допущены к эксплуатации самолеты Ан-2, проведя там процедуру сертификации модификации?» — добавил он. «Потребность там есть, и очень большая», сказал Крюков.