Европейцы всерьез заинтересовались Нигерией


Австрийская Jet Alliance и немецкая Spherus Aviation вложат в бизнес-авиацию страны $40 млн.
В последнее время все чаще Нигерия приковывает к себе внимание авиационных экспертов. Не становится исключением и сегмент бизнес-авиации. Стабильный экономический рост, четко сформулированная политика привлечения международных инвестиций и относительная политическая стабильность понемногу превращают крупнейшую африканскую страну в лидера сегмента бизнес-перевозок. За неполный год до неузнаваемости изменился аэропорт Лагоса, который благодаря иностранным инвестициям превращается в крупный авиационный хаб. Вслед за модернизацией инфраструктуры все больше иностранных операторов заявляют о своем желании более «плотно» работать в Нигерии. Это, безусловно, радует местные власти, которые в последнее время создают действительно комфортные условия для бизнеса. И если раньше основной бизнес зарубежные операторы видели исключительно в обслуживании рейсов бизнес-авиации (Evergreen Apple Nigeria и компания ExecuJet Africa), то сейчас многие компании ищут новые ниши для реализации собственных бизнес-планов. Это и управление воздушными судами, продажа, консалтинг, кэйтеринг и ряд других сегментов, потенциал которых еще не раскрыт полностью.  

В середине января 2013 года сразу два европейских игрока рынка бизнес перевозок – австрийская Jet Alliance и немецкая Spherus Aviation презентовали свои продукты в Абудже – промышленной столице страны. Обе компании на протяжении последних трех лет активно работают на этом рынке и подчеркивают, что Нигерия действительно удивляет ростом спроса на бизнес-перевозки. И если в начале работы основными пассажирами были представители иностранного бизнеса, летавшие исключительно «по делам», то сейчас картина изменилась до неузнаваемости. Все больше пассажиров на рейсах бизнес-операторов – это сами нигерийцы и заказчики из сопредельных стран. И вдвойне приятно, что изменения коснулись и требований к качеству полета.

По мнению Себастьяна Кестера – главы Spherus Aviation, Нигерия удивит в ближайшее время. «Уже сейчас мы получаем заказы от нигерийских клиентов на подбор воздушных судов, при этом только в редких случаях речь идет о бизнес-джетах с вторичного рынка. В большинстве случаев клиенты требуют решение «под ключ»: приобретение, обучение, эксплуатация и обслуживание. Все больше местных банков выделяют целевые кредиты под покупку воздушных судов, и это не может не стимулировать нигерийский рынок бизнес-авиации», - отмечает г-н Кестер.

В Spherus Aviation отмечают и другой положительный тренд. На глазах меняется отношение к бизнес-перевозкам со стороны государственных регуляторов. Снижается налоговое бремя для компаний, ведущих совместный бизнес, упрощаются процедуры регистрации воздушных судов, а «небо» действительно стало открытым. «Все это и является яркими предпосылками для наших инвестиций в рынок. Наши знания и инвестиции действительно будут способствовать развитию сегмента в этой стране», - резюмирует Кестер.

Вместе с Spherus Aviation своими проектами поделился и крупный европейский оператор Jet Alliance. Еще год назад Jet Alliance базировал в Лагосе всего три самолета, которые обслуживали в основном топ-менеджмент нефтяных компаний. И в основном полеты носили локальный характер. Сейчас же австрийский оператор существенно увеличивает персонал в Нигерии (в январе штат уже будет насчитывать 60 человек) и добавляет еще два самолета. Примечательно, что именно самолетами Jet Alliance все чаще пользуются государственные чиновники страны.

Но на этом Jet Alliance не останавливается. Понимая, что экономика Нигерии достаточно тесно связана и с другими странами региона, компания планирует найти стратегического партнера в Нигерии для работы в регионе. «Мы готовы рассматривать любые возможные варианты сотрудничества и реализовывать различные проекты, будь то управления воздушными судами или создания долевого оператора. И такие проекты мы уже обсуждаем», - комментируют в компании. Но на первоначальной стадии Jet Alliance все же сфокусируется на создании сильной дочерней компании по обслуживанию бизнес-пассажиров, летающих по региону. Реализация проекта займет, по мнению представителей европейского оператора, не более полугода.

Параллельно с этим Jet Alliance продолжит вкладывать средства в аэродромную инфраструктуру аэропортов Лагоса и Абуджа. Сейчас Jet Alliance работает в тесном сотрудничестве с местным оператором Cita-Triax Aviation, в котором имеет долю 51%. В настоящее время существуют несколько планов модернизации аэропортов Лагоса и Абуджа. Причем в них достаточно сильные позиции имеет компания Evergreen Apple Nigeria, однако в Jet Alliance считают необходимым иметь в обоих аэропортах собственное FBO.

Обе компании не стали озвучивать конкретные объемы инвестиций в свои проекты, однако известно, что «на двоих» в течение года они потратят более $40 млн.