Преодоление сложностей


Развивающиеся рынки оказались не в состоянии оперативно удовлетворить локальный спрос на опытных пилотов и технический персонал, и вынуждены нанимать необходимых специалистов из-за рубежа

Стремительно развивающиеся экономики стран Азии и Ближнего Востока внесли существенный вклад в развитие мировой авиационной отрасли в последние годы. С ростом мирового парка воздушных судов увеличивался спрос на квалифицированные кадры. Однако развивающиеся рынки оказались не в состоянии оперативно удовлетворить локальный спрос на опытных пилотов и технический персонал, и были вынуждены нанимать необходимых специалистов из-за рубежа. Сегодня, по оценкам экспертов, ситуация с квалификацией местных ТОиР специалистов, наконец, начинает меняться в положительную сторону.

По оценкам американской консалтинговой компании TeamSAI, мировой рынок ТОиР начинает восстанавливаться после затяжной стагнации и в ближайшие 10 лет вырастет с 56,2 до 76 миллиардов долларов США. Ожидается, что основным драйвером роста будет азиатский рынок, который к 2023 году станет самым крупным в сфере ТОиР. Тем не менее, то, что выглядит многообещающе для авиационной индустрии в целом, сопряжено с определенными трудностями на локальных рынках - рост рынка ТОиР услуг должен сопровождаться соответствующим увеличением количества квалифицированных специалистов.


«Рост рынков коммерческой и деловой авиации в странах с развивающейся экономикой провоцирует увеличение спроса на ТОиР услуги – новые самолеты нужно где-то обслуживать. Поэтому вопрос развития достаточных мощностей по техническому обслуживанию судов встал особенно остро в Азии, - говорит глава FL Technics Training, Кястутис Волунгявичус. - Конечно, когда дело касается ТОиР услуг, особенно в части ремонта двигателей, всегда есть возможность привлечения аутсорсинговых компаний, но, безусловно, экономически эффективнее выполнять как можно больше работ в своей стране».

Увеличение мощностей в сфере ТОиР воздушных судов – дело не одного дня. Это требует значительных инвестиций в инфраструктуру и технологии, а также в создание необходимых учебных заведений для подготовки технических специалистов. По оценкам Boeing, к 2023 году в мире потребуется около 601 000 новых специалистов ТОиР. Для развивающихся рынков это тревожный сигнал, так как продолжать нанимать уже существующих профессионалов из других регионов станет сложнее.

«Развивающиеся страны уже начали предпринимать необходимые меры для удовлетворения растущего спроса на ТОиР услуги, создавая совместные ремонтные предприятия с гигантами мировой индустрии. Однако новые центры ТОиР мирового класса провоцируют еще более высокий спрос на инженерный талант. По оценкам экспертов, практически половина (около 40%) новых специалистов будет необходима в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и около 53 тысяч – на Ближнем Востоке. Поэтому в интересах самих инвесторов развивать и учебную базу для подготовки необходимого числа сертифицированных кадров для работы на новых объектах», - объясняет Кястутис Волунгявичус.

Под эгидой мировых провайдеров ТОиР в регионах с развивающейся экономикой уже открываются сертифицированные EASA учебные учреждения, и ландшафт мирового рынка ТОиР постепенно меняется. Это, в первую очередь, сказывается на улучшении ситуации с безопасностью воздушного движения. Авиакомпании Филиппин уже вычеркнуты из «черного списка» ЕС; так же отмечается прогресс в Ливии и некоторых других африканских странах. Более того, судя по данным TeamSAI, зарплаты технических специалистов на развивающихся рынках стабильно растут и в следующие 10 лет должны достичь уровня развитых стран. Это свидетельствует о повышении конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг в регионах с развивающейся экономикой.