Серьезно о вкусном


Бренд-менеджер Группы УЛЕЙ Александр Литвин рассказывает о тонкостях ведения бизнеса авиационного кейтеринга в России
Мы уже давно привыкли к тому, что авиационный кейтеринг – обязательный атрибут бизнес-авиации во всем мире. Бортовое питание на рейсах деловой авиации не только является обязательным дополнением любого перелета, но и часто подчеркивает статус пассажиров. Но редко кто знает, что рынок авиационного кейтеринга достаточно серьезный сегмент, живущий по своим законам и сталкивающийся со схожими проблемами, присущими рынку бизнес-авиации в целом. Сегодня нашим гидом по российскому рынку будет бренд-менеджер Группы УЛЕЙ Александр Литвин, который через руководителя BizavNews&Week Дмитрия Петроченко расскажет обо всех тонкостях видения бизнеса в России.

Отечественный рынок авиационного кейтеринга в бизнес-авиации за последний год не особо радует нас какими либо значимыми событиями. Сложилось такое впечатление, что этот сегмент находится в глубокой стагнации, и перспектив роста в ближайшее время не предвидится. Каково истинное положение на отечественном рынке, и что нам ожидать в будущем?

Не могу с Вами согласиться, Дмитрий. Рынок авиа-кейтеринга хоть и не показал высокие проценты роста по результатам 2012 года, но все же определенные положительные тенденции есть. В первую очередь стоит отметить продолжение тенденции роста. Разумеется, на фоне общеэкономических показателей рост не кажется впечатляющим, но он присутствует. Косвенным показателем этого роста является появление новых игроков рынка и завоевание ими устойчивых позиций в сегменте. По поводу знаковых событий отмечу, что деловая, и особенно бизнес-авиация – это достаточно узкий сегмент рынка, который помимо всего прочего остается в России малоизвестным. Во многом по причине конфиденциальности – клиенты не хотят раскрывать себя. На это есть в основном имиджевые и политические причины. До тех пор, пока бизнес будет оставаться столь информационно закрытым, ожидать каких-либо глобальных событий или мероприятий бессмысленно.

Анализируя активность кейтеринговых компаний за рубежом, мы в очередной раз убеждаемся, что этот бизнес при грамотных маркетинговых шагах может приносить не только прибыль, но и стать инвестиционно привлекательными. Почему в России крупные компании, так или иначе работающие в этом сегменте, все чаще считают его факультативным источником бизнеса?

Говоря о наших иностранных коллегах, я всегда обращаю внимание собеседников на отличия и в ментальности, и в стиле жизни, и в экономической ситуации, которые безусловно налагают отпечаток на их бизнес-проекты. За рубежом, зачастую, инвестиционно привлекательными становятся выросшие до средних размеров компании, которые начинали как малый бизнес. В России сейчас такой путь развития ситуации маловероятен – на рынке авиакейтеринга могут выжить исключительно компании среднего бизнеса – малый бизнес не обладает ресурсами для качественного обеспечения обслуживания и неспособен обеспечить стандарты отрасли.

Если говорить о факультативности, то считаю это несколько поверхностным суждением. Для ТОП10 компаний рынка этот бизнес является одним из основных. Да, он проблемный – здесь сложно соответствовать высоким стандартам, высокие затраты, в том числе на круглосуточное производство и трудности с прогнозированием продаж в виду того, что сфера бизнеса фактически исключает регулярность или поддержание определенной частоты полетов, и, соответственно, и заказов. Но, тем не менее, бизнес этот можно отнести к высокомаржинальным проектам, наравне с ресторанным бизнесом и бизнесом по офисному кейтерингу, поэтому интерес бизнес-сообщества к авиакейтеренгу не ослабевает с годами.

Можно ли утверждать, что главными конкурентами компаний в настоящее время являются крупные рестораны, отели и т.д.  (сетевые и не только), и как сделать так, чтобы клиенты не ощущали различие между брендом и реальным качеством, которое предоставляет, например, ваша компания? Вообще, это реально в России?

Ситуация двоякая.  С одной стороны, на рынке в настоящий момент господствуют именитые ресторанные дома, которые могут предоставить клиентам в первую очередь именно красивую бренд-концепцию. А с другой стороны, есть компании – «рабочие лошадки», которые идеально соблюдают сроки, обеспечивают хороший сервис и к тому же неплохо готовят свои блюда. В последние 2 года произошел очередной эволюционный скачок в портрете клиента (пассажира) деловой авиации. Если раньше он готов был пренебрегать сервисом ради бренда, сегодня он хочет видеть на своем столике блюдо от известного бренда с безупречным сервисом. Некоторые игроки рынка уловили эту тенденцию и стали меняться, чтобы соответствовать этой модели. Например, компания Dellos Airservice обзавелась собственным производством, чтобы иметь лучший сервис. Мы также оперативно отреагировали на этот тренд – компания Fly Fusion вернулась под материнский бренд, обретя новый имидж и новое название – ULEY Onboard. В этом году мы планируем завершить ребрендинг. Так что в целом я с Вами, Дмитрий, соглашусь – сегодня без качественной сервис-платформы и хорошо зарекомендовавшего себя на рынке бренда выжить на рынке авиакейтеринга невозможно.


Можно ли в реалиях отечественного рынка бизнес-перевозок говорить о создании в стране в будущем каких-либо крупных совместных предприятий, или все же этот сегмент достаточно узок или даже не интересен для долгосрочных вложений?

Фактически совместные предприятия существуют. Но выглядят они как «дочки» ведущих перевозчиков. Думаю, в будущем их количество значительно не вырастет. Несмотря на то, что сегмент интересен, объем рынка на 75 – 85% исчерпан, что говорит нам о том, что кардинального перелома на рынке не произойдет.

Составляют ли конкуренцию компаниям этого сегмента «классические» кейтеринг-фирмы, занимающиеся поставками бортпитания регулярным авиаперевозчикам?


Классические кейтеринг-компании авиаперевозчиков, обслуживающие регулярные рейсы, не составляют нам конкуренцию в силу того, что они ориентированы на абсолютно другую аудиторию. Поверьте, человек, который владеет собственным самолетом или регулярно летает рейсами бизнес-авиации, привык к определенному стилю жизни, в том числе к определенному питанию, меню, поэтому в сегменте бизнес-авиации эти компании не могут с нами конкурировать.  

Расскажите, пожалуйста, о будущих проектах вашей компании.


Не буду забегать вперед, но скажу, что проектов у нас запланировано много. В этом году будет окончательно завершен ребрендинг, мы представим нашим клиентам обновленные веб-сайты и маркетинговые материалы. Кроме того, будут запущены рекламные кампании, поддерживающие основные направления Группы УЛЕЙ (в которую входит ULEY Onboard) – «Особые мероприятия для особых людей / ULEY Event Catering», «The best taste onboard and onearth / ULEY Onboard» и «We cater your moments / ULEY Moments». В следующем году мы продолжим эти кампании, а также запустим имиджевую кампанию «Группа УЛЕЙ – Добавь лучшее по вкусу». В рамках этих кампаний изменения коснутся не только существующих маркетинговых коммуникаций, но и работы с клиентами, меню и накрытия. Наших клиентов ожидает обновление меню, в которое войдут новые оригинальные блюда в лучших традициях ресторана УЛЕЙ и банкетной службы УЛЕЙ Кейтеринг. Кроме того, мы представим новую коллекцию накрытий и варианты сервировок столов. В общем, наших клиентов и партнеров ждет много нового и интересного.