Вид сверху: что происходит в московском небе


Планы об открытии неба над Москвой обсуждаются постоянно — журналисты The Village попытался разобраться, из чего сейчас состоит инфраструктура малой авиации города

Для частной малой авиации небо над Москвой сейчас закрыто, летают только государственные службы. Но индустрия развивается все активнее, а разговоры о доступе в город частных вертолетов и небольших самолетов обсуждаются все чаще. Корреспондент The Village Олеся Шмагун выяснила, из чего сегодня состоит инфраструктура малой авиации в Москве и чего ждать в будущем.

5 важных событий в воздушном пространстве Москвы

1. Гражданским самолетам разрешили летать над городом на высоте 8 км

До декабря 2012 года все самолеты должны были огибать Москву, даже если их путь пролегал прямо над городом. Небо над городом было закрыто в 60-х годах прошлого века, в разгар холодной войны — из соображений безопасности. Отмена этой нормы позволит увеличить пропускную способность московского авиаузла, при этом полеты на высоте в 8,1 тысячи метров не должны потревожить горожан шумом. Частные самолеты и вертолеты по-прежнему не могут пересекать воздушные границы МКАД и должны летать вдоль дороги только по часовой стрелке. В Подмосковье частные полеты разрешены.

2. Открытие первого вертолетного порта

В минувшем мае на крыше торгового центра «Крокус-Экспо» открылся первый не только в городе, но и в стране вертолетный порт. Там есть полноценный зал ожидания, билетные кассы, зона предполетного досмотра и регистрации. Клиенты хелипорта могут воспользоваться услугами вертолетного такси, а кто-то — даже базировать и производить там обслуживание собственной техники. Внутри Москвы существует больше десятка площадок, приспособленных для посадки легких вертолетов на крышах. Но полноценных вертолетных аэропортов с инфраструктурой до сих пор не было.

3. Первые лица пересаживаются на вертолеты

Президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев в мае 2013 года объявили, что будут добираться от дома на работу на вертолете, чтобы избежать перекрытия дорог и не злить водителей, застревающих в пробках. В Кремле для этого построили вертолетную площадку. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, перед строительством площадки в Кремле были просчитаны все возможные воздействия на древнюю архитектуру — даже такая тяжелая техника, как вертолет президента Ми-8, по словам Пескова, не нанесет Кремлю вреда. Правда, ради площадки пришлось снести недавно построенные казармы. В Белом доме место для посадки существует давно.

4. Открытие вертолетной площадки в Шереметьеве

Своя площадка авиатакси открылась в аэропорту Шереметьево в сентябре этого года. Пропускная способность вертолетной площадки составляет 10−15 полетов в день. При этом у Шереметьева пока нет своих вертолетов, аэропорт только предоставляет площадку разным компаниям авиатакси. В отделе деловых перевозок Шереметьева сказали, что договориться о посадке в Шереметьеве может любая компания. 

5. Строительство вертолетных площадок на крышах 

Даже сейчас, пока московское небо закрыто для всех вертолетов, кроме экстренных, в Москве строится все больше домов с вертолетными площадками. Чаще всего они, конечно, появляются на многоэтажных зданиях: на домах, насчитывающих более 25 этажей, наличие вертолетной площадки является обязательным требованием МЧС. Но есть вертолетная площадка, например, на 7-этажном жилом комплексе «Клубный дом на Плющихе».

Планы по развитию вертолетного движения 

И правительство Москвы, и руководство области неоднократно заявляли, что намерены развивать малую авиацию и в ближайшей перспективе открыть небо над столицей для частных полетов. В начале октября глава «Госкорпорации по организации воздушного движения» Игорь Моисеенко сказал «Коммерсанту»: «Над Москвой запрет, возможно, снимут. Мы работаем над этим».

В программе развития транспорта Москвы до 2016 года теме вертолетного движения посвящено несколько страниц. Говорится о строительстве вертолетной площадки в каждом административном округе. А в будущем, когда будет создана вся инфраструктура для отлаженных полетов в черте города, правительство планирует сформировать маршрутную сеть вертолетов и развить нормативную базу для пассажирских перевозок. С использованием авиатранспорта время прибытия скорой помощи и спасателей можно сократить до 3–7 минут. В департаменте транспорта говорят, что работы по строительству площадок для экстренных служб ведутся, а коммерческие перевозки по-прежнему не в приоритете — их развитием пока не занимаются.

Еще в лужковские времена правительство Москвы создало бюджетное учреждение ГБУ «МАУ», которое должно было наладить в городе вертолетное сообщение и воздушное такси. Компания была известна больше за ряд коррупционных скандалов, и в 2011 году вовсе реорганизована в ГКУ «Организатор перевозок», которая сейчас занимается поиском зайцев в общественном транспорте. За все время существования ГКУ «МАУ» в городе появились две вертолетные площадки.

Сейчас на вертолетах по Москве могут перемещаться спецслужбы, военные и экстренные городские службы. Например, на вертолете доставили к министру внутренних дел на Петровку, 38 подозреваемого в убийстве жителя Бирюлева Егора Щербакова. Годом ранее с вертолета тушили загоревшуюся башню «Восток» в комплексе «Москва-Сити». Вертолеты летают над всеми крупными оппозиционными митингами и другими массовыми акциями.

ВАДИМ КАРАВАЕВ, директор компании вертолетного такси «Хелиэкспресс»

Технически никаких препятствий для того, чтобы летать над Москвой, нет. Но сейчас в городе просто нет инфраструктуры. У нас есть планы по строительству девяти площадок в Москве, три из них находятся на стадии строительства. По сути мы строим их на свой страх и риск, никаких гарантий от чиновников, что когда-нибудь мы сможем ими воспользоваться, нет. Я уже года три говорю в прессе, что вот в этом году над Москвой полетят вертолеты, поэтому боюсь сейчас давать прогнозы. Но надеюсь, что до конца этого года воздушное пространство нам откроют.

АЛЕКСЕЙ СИНИЦКИЙ, главный редактор «Авиатранспортного обозрения»

Статистика отказов двигателя даже у одномоторных вертолетов очень низкая. Автомобильные аварии случаются в городе каждый день, никто же не предлагает отказаться от автомобилей. Если смотреть с точки зрения глобальной исторической перспективы, мы видим много городов, где летают вертолеты, — это возможно. Думаю, вертолетное движение будет развиваться в Москве очень постепенно. В качестве первого шага можно было бы выбрать одного коммерческого авиаперевозчика, который может перевозить людей над Москвой. И дальше, по мере того, как вертолеты будут становиться чем-то привычным, разрешить полеты более широкому кругу коммерческих компаний, а потом и частным владельцам самолетов.

Источник: The Village