Однако тенденции…


Казалось, вертолетная отрасль, как никакая другая отличается степенностью и консерватизмом. Вполне возможно в том, что касается конструкторских изысков, это так. Вместе с тем, в области применения винтокрылых машин новации не перестают удивлять

Казалось, вертолетная отрасль, как никакая другая отличается степенностью и консерватизмом. Вполне возможно в том, что касается конструкторских изысков, это так.

Просто основной упор тут делается на совершенствование уже известных схем и решений. Вместе с тем, в области применения винтокрылых машин новации не перестают удивлять. Чего, к примеру, стоят попытки практического использования беспилотных вертолетов.

Дроны в медицинском обличье

И если в области мониторинга все вроде бы логично – дроны тут, как говорится, ко двору. То использование беспилотных технологий применительно к спасательным воздушным судам порой рождают закономерный вопрос «Зачем?».

В самом деле, зачем иранская компания RTS Labs взялась за разработку автономного квадролета-спасателя, главной задачей которого станет оперативная доставка быстронадувающихся спасательных кругов утопающим? Если для дрона Pars Aerial Rescue Robot в качестве основной задачи будет предложено таскать надувные круги над водой на потеху отдыхающей публике, то кроме снисходительной улыбки подобный трюк ничего не вызовет. Однако если предположить, что на спасательной «игрушке» отрабатываются элементы управления, впоследствии применимые на реальных спасательных вертолетах и делающие их максимально эффективными при полетах в сложных условиях над морем, либо обыгрываются перспективные тенденции развития техники, то все становится более чем серьезно.

Подобный подход был продемонстрирован компанией Eurocopter, представившей демонстратор EC145, способный летать в беспилотном режиме. По мнению Жан-Брис Дюмона, исполнительного вице-президента компании по технологиям, это настоящий технологический успех, позволяющий обеспечивать максимально безопасное пилотирование санитарных вертолетов, а также определить какими будут перспективные вертолеты компании, более тяжелыми или легкими. Между тем Рональд Гессенмайер, менеджер инновационного проекта, сказал, что тот стартовал, как секретная программа еще в 2011 году.

Все свое вожу с собой

К слову, дилемма размерности вертолетов волнует не только производителей, но и эксплуатантов. Последние все больше склоняются к санитарным винтокрылым машинам увеличенных размеров. В качестве основного довода этому приводится необходимость содержать на борту целую бригаду медиков, способную максимально эффективно использовать «золотой час» – критический период после травмы. Естественно при этом медицинская бригада должна быть оснащена соответствующим оборудованием, вплоть до бортовой операционной.

Такие предложения находят подтверждение в виде результатов исследований. Одно из них было проведено специалистами университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Опубликованное в апреле нынешнего года, оно фактически приводит к выводу о том, что вертолет должен не просто быть перевозчиком пострадавших в стационарные лечебные учреждения, но в случае необходимости выполнять роль передвижного госпиталя со всеми его атрибутами.

В результате тенденцией становится применение в санитарной авиации крупных вертолетов. Как пример, обязательное использование вертолета ЕС155 в качестве санитарного в штате Мичиган. В Шотландии с 2014 года предполагается закупка двух ЕС145, значительно больших по размеру, чем традиционно санитарный ЕС135. Некоторые вертолетные операторы Великобритании также пришли к решению приобрести большеразмерные, обеспечивающие значительный радиус действия вертолеты AW169.

Полицейский автожир – эффективность или целесообразность

Противоположные медикам пристрастия к величине и экономности винтокрылых машин в последнее время демонстрируют стражи порядка западных стран. Здесь сформировалась своя тенденция – использование автожиров.

На первый взгляд, довольно странное решение о применении таких летательных аппаратов в правоохранительной деятельности можно обосновать исключительно режимом жесткой экономии средств. Дело в том, что многие считают автожир ничем иным, как авиационным курьезом, не годным для серьезной работы. Тем не менее, в планах департамента полиции Техаса, США, тестирование автожиров в качестве патрульного летательного аппарата. Приобрела автожир и полиция штата Кентукки.

Еще дальше пошел Национальный Центр правоохранительных технологий, работающий под эгидой Национального института юстиции США. Исследования, проводимые в рамках его программ, направлены на изучение использования автожиров в качестве дешевой замены легким вертолетам, например Robinson R22. В итоге полицейским подразделениям было рекомендовано приобретать автожир ArrowCopter AC20 со стандартным оборудованием по цене $ 276000, эксплуатационные расходы которого составляют $ 64,14 в час. Летательный аппарат имеет пустой вес 340 кг, способен летать на скоростях от 30 до 200 километров в час.

Каждая тенденция для своих условий

Таким образом, изначально казавшиеся довольно странными новшества в вертолетном мире, находят все большее применение и понимание среди эксплуатантов и производителей, переходя в ранг тенденций. Правда, все это происходит в странах, где использование вертолетной техники не просто обыденное дело, а фактически традиционное. Да и с климатом все более менее понятно – он мягкий.

 Другой разговор – российские условия. Здесь, даже если отбросить финансовую составляющую, довольно трудно представить себе полицейский патруль на автожире зимой. В свою очередь в области санитарной авиации западные эксперименты с объемными и тяжелыми вертолетами-операционными не выглядят чем-то революционным по сравнению с медицинским Ми-8 в варианте летающего госпиталя. То есть, тенденции тенденциями, но и условия учитывать надо.

Герман Спирин

Источник: АВИ