Сегодня наш гость генеральный директор авиакомпании «Меридиан» Владимир Лапинский, который любезно согласился рассказать о том, как компания работала в прошлом году и какие планы на год нынешний
В 2017 году женевская выставка ЕВАСЕ, как никогда, привлекла большое количество участников и гостей из России. В уютной обстановке Palexpo вдвойне приятно беседовать и обсуждать последние новости. Сегодня наш гость генеральный директор авиакомпании «Меридиан» Владимир Лапинский, который любезно согласился рассказать о том, как компания работала в прошлом году и какие планы на год нынешний.
Владимир Александрович, не удивляйтесь, но вопрос у меня будет только один. Каковы на Ваш взгляд, взгляд авиакомпании «Меридиан», итоги работы сегмента бизнес-авиации в 2016 году?
Давайте разобьем мой ответ на две части – взгляд на итоги года для рынка и результаты деятельности нашей авиакомпании.
Если говорить о российском рынке, то 2016 год – это по-прежнему год снижения объемов. Хотя есть и отличия от предыдущих лет. Эксперты оценивают падение рынка России и СНГ в 2014 году на 25%, в 2015 году уже только российский рынок уменьшился на те же 25%. Начало и середина 2016 года также отмечены существенным падением объемов, однако, начиная со второй половины года, темпы снижения существенно уменьшились и декабрь месяц даже показал рост по сравнению с декабрем 2015 года. Если давать экспертную оценку, то мы считаем, что падение объемов российского рынка в 2016 году составило от 5% до 10%.
Самому близкому для нас рынку, европейскому, кстати, тоже особенно похвастаться нечем – он по итогам года тоже снизился, хотя и так сильно как российский.
Говоря о цифрах, приведенных выше, мы говорим о количестве выполненных рейсов, то есть о производственных показателях, оставляя за скобками финансы, хотя, очевидно, что между производственными и финансовыми показателями существует прямая зависимость.
Если же говорить о показателях нашей авиакомпании, то здесь картина противоположна рыночным тенденциям – мы последовательно, в течение уже нескольких кризисных лет, показываем рост объемов, и производственных, и финансовых. Так, в 2016 году наши производственные показатели по отношению к 2015 году выросли на 24%. Да, у нас изменился состав нашего парка – в августе 2015 года мы начали эксплуатацию Challenger 605, но рост мы показали выше прироста наших провозных емкостей. Это говорит о том, что наша работа стала эффективней. Произошло это и из-за и увеличения нашей активности по предложению свободных емкостей на рынке, и из-за более активной работы на рынке как брокера и, что очень важно, на наш взгляд, из-за усиления интереса к нашей компании со стороны брокеров и заказчиков. О причинах именно этой тенденции хочу остановиться подробнее.
В 2011 году мы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать авиакомпанию «Меридиан» авиакомпанией мирового уровня как по качеству оказания услуг, так и по показателям безопасности. Именно тогда мы решили присоединиться к тем компаниям, которые добровольно прошли сертификацию по стандарту IS-BAO, разработанному IBAC (Международным советом по деловой авиации). Начальный этап на этом пути мы прошли в 2013 году, когда получили сертификат IS-BAO первого уровня. Прошло еще два года кропотливого труда и в 2015 году нам вручили сертификат о соответствии стандарту IS-BAO второго уровня. Все необходимые мероприятия для прохождения аудита на соответствие стандарту IS-BAO третьего уровня были завершены нами в 2016 году.
Можно сказать, что именно в 2016 году мы вплотную подошли к реализации той амбициозной задачи, о которой задумались в 2011 году, венцом которой и стало получение нами в марте 2017 года сертификата IBAC о соответствии требованиям стандарта IS-BAO третьего, наивысшего уровня. Хочу особенно отметить, что авиакомпания «Меридиан» является в данном вопросе лидером – мы последовательно, получая сертификаты каждого из трех уровней, были первой российской авиакомпанией, достигшей таких результатов. Сегодня авиакомпания «Меридиан» – единственная из российских авиакомпаний, которая прошла все три уровня аудита IBAC. И это стало хорошей добавкой в корзину наших предыдущих достижений – получения сертификатов на осуществление деятельности по поддержанию летной годности воздушных судов иностранного производства, выданных авиационными властями Бермуд и, что хочется отметить особо, EASA. В этой корзине и накопленный опыт работы с реестрами трех иностранных государств – Швейцарии, Ирландии, Бермуд.
Оглядываясь назад, только сейчас понимаешь задачи какого уровня сложности мы решали на этом пути. Главные усилия мы потратили на совершенствование работы всех механизмов компании, прежде всего СУБП (Системы управления безопасностью полетов) и СМК (Системы менеджмента качества), а особенно их интеграции, сопряжению друг с другом. Методики, которыми мы пользуемся, в частности, для оценки уровня рисков, далеко выходят за рамки стандартной практики – мы применяем самые новейшие наработки в этой области, используя передовые разработки отраслевых авиационных организаций – ICAO, IBAC и IATA.
Выскажу еще одну важную мысль. Какое-то время мы намеренно сдерживали рост объемов, чтобы он не произошел в ущерб безопасности и качеству. Сейчас же, добившись таких весомых результатов, мы готовы предложить рынку наиболее полный спектр услуг в российском сегменте бизнес-авиации, будь то менеджмент воздушных судов, выполнение VIP-чартеров или оказание услуг по поддержанию летной годности самолетов российского и иностранного производства, в том числе с регистрацией в странах под юрисдикцией EASA. Мы можем предложить нашим клиентам организовать эксплуатацию воздушных судов по абсолютно любому из возможных сценариев – и используя наш Сертификат эксплуатанта коммерческого перевозчика, и Свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения и сертификат соответствия стандарту IS-BAO. Сейчас мы готовы к любому росту – и росту объемов перевозки и росту парка. Кстати, работа в этом направлении активно ведется. Надеемся, что в скором времени сможем объявить об увеличении нашего парка.
2016 год стал для нас очень важным и знаменательным еще по нескольким причинам. В этом году мы приступили к внедрению и использованию EFB (Electronic Flight Bag). Мы стали первым из российских коммерческих бизнес-операторов, получивших одобрение EASA по Part TCO, которое позволяет авиакомпаниям третьих стран осуществлять коммерческие полеты в европейском воздушном пространстве.
Получили мы признание и со стороны международных авиационных кругов – авиакомпания «Меридиан» стала победителем международной премии Sapphire Pegasus. Business Aviation Award в престижной номинации Business Jet Operator. Особенно хочется отметить тот факт, что эта премия в 2016 году проходила впервые и среди номинантов были признанные мировые лидеры.
Так вот, возвращаюсь к мысли о том, что мы стали более привлекательны и интересны для заказчиков и брокеров. Считаю, что это стало следствием всех тех наших усилий и достижении, о которых я упомянул выше. Полагаю, что наша работа была замечена и оценена рынком. Теперь я с уверенностью могу сказать, что «Меридиан» – авиакомпания высокого международного уровня.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и результаты нашей работы в 2017 году только убеждают нас в этом.
В заключение хочу сказать, что я горжусь нашей командой, напряженная и слаженная работа которой и позволила нам добиться таких результатов!
Владимир Александрович, не удивляйтесь, но вопрос у меня будет только один. Каковы на Ваш взгляд, взгляд авиакомпании «Меридиан», итоги работы сегмента бизнес-авиации в 2016 году?
Давайте разобьем мой ответ на две части – взгляд на итоги года для рынка и результаты деятельности нашей авиакомпании.
Если говорить о российском рынке, то 2016 год – это по-прежнему год снижения объемов. Хотя есть и отличия от предыдущих лет. Эксперты оценивают падение рынка России и СНГ в 2014 году на 25%, в 2015 году уже только российский рынок уменьшился на те же 25%. Начало и середина 2016 года также отмечены существенным падением объемов, однако, начиная со второй половины года, темпы снижения существенно уменьшились и декабрь месяц даже показал рост по сравнению с декабрем 2015 года. Если давать экспертную оценку, то мы считаем, что падение объемов российского рынка в 2016 году составило от 5% до 10%.
Самому близкому для нас рынку, европейскому, кстати, тоже особенно похвастаться нечем – он по итогам года тоже снизился, хотя и так сильно как российский.
Говоря о цифрах, приведенных выше, мы говорим о количестве выполненных рейсов, то есть о производственных показателях, оставляя за скобками финансы, хотя, очевидно, что между производственными и финансовыми показателями существует прямая зависимость.
Если же говорить о показателях нашей авиакомпании, то здесь картина противоположна рыночным тенденциям – мы последовательно, в течение уже нескольких кризисных лет, показываем рост объемов, и производственных, и финансовых. Так, в 2016 году наши производственные показатели по отношению к 2015 году выросли на 24%. Да, у нас изменился состав нашего парка – в августе 2015 года мы начали эксплуатацию Challenger 605, но рост мы показали выше прироста наших провозных емкостей. Это говорит о том, что наша работа стала эффективней. Произошло это и из-за и увеличения нашей активности по предложению свободных емкостей на рынке, и из-за более активной работы на рынке как брокера и, что очень важно, на наш взгляд, из-за усиления интереса к нашей компании со стороны брокеров и заказчиков. О причинах именно этой тенденции хочу остановиться подробнее.
В 2011 году мы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать авиакомпанию «Меридиан» авиакомпанией мирового уровня как по качеству оказания услуг, так и по показателям безопасности. Именно тогда мы решили присоединиться к тем компаниям, которые добровольно прошли сертификацию по стандарту IS-BAO, разработанному IBAC (Международным советом по деловой авиации). Начальный этап на этом пути мы прошли в 2013 году, когда получили сертификат IS-BAO первого уровня. Прошло еще два года кропотливого труда и в 2015 году нам вручили сертификат о соответствии стандарту IS-BAO второго уровня. Все необходимые мероприятия для прохождения аудита на соответствие стандарту IS-BAO третьего уровня были завершены нами в 2016 году.
Можно сказать, что именно в 2016 году мы вплотную подошли к реализации той амбициозной задачи, о которой задумались в 2011 году, венцом которой и стало получение нами в марте 2017 года сертификата IBAC о соответствии требованиям стандарта IS-BAO третьего, наивысшего уровня. Хочу особенно отметить, что авиакомпания «Меридиан» является в данном вопросе лидером – мы последовательно, получая сертификаты каждого из трех уровней, были первой российской авиакомпанией, достигшей таких результатов. Сегодня авиакомпания «Меридиан» – единственная из российских авиакомпаний, которая прошла все три уровня аудита IBAC. И это стало хорошей добавкой в корзину наших предыдущих достижений – получения сертификатов на осуществление деятельности по поддержанию летной годности воздушных судов иностранного производства, выданных авиационными властями Бермуд и, что хочется отметить особо, EASA. В этой корзине и накопленный опыт работы с реестрами трех иностранных государств – Швейцарии, Ирландии, Бермуд.
Оглядываясь назад, только сейчас понимаешь задачи какого уровня сложности мы решали на этом пути. Главные усилия мы потратили на совершенствование работы всех механизмов компании, прежде всего СУБП (Системы управления безопасностью полетов) и СМК (Системы менеджмента качества), а особенно их интеграции, сопряжению друг с другом. Методики, которыми мы пользуемся, в частности, для оценки уровня рисков, далеко выходят за рамки стандартной практики – мы применяем самые новейшие наработки в этой области, используя передовые разработки отраслевых авиационных организаций – ICAO, IBAC и IATA.
Выскажу еще одну важную мысль. Какое-то время мы намеренно сдерживали рост объемов, чтобы он не произошел в ущерб безопасности и качеству. Сейчас же, добившись таких весомых результатов, мы готовы предложить рынку наиболее полный спектр услуг в российском сегменте бизнес-авиации, будь то менеджмент воздушных судов, выполнение VIP-чартеров или оказание услуг по поддержанию летной годности самолетов российского и иностранного производства, в том числе с регистрацией в странах под юрисдикцией EASA. Мы можем предложить нашим клиентам организовать эксплуатацию воздушных судов по абсолютно любому из возможных сценариев – и используя наш Сертификат эксплуатанта коммерческого перевозчика, и Свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения и сертификат соответствия стандарту IS-BAO. Сейчас мы готовы к любому росту – и росту объемов перевозки и росту парка. Кстати, работа в этом направлении активно ведется. Надеемся, что в скором времени сможем объявить об увеличении нашего парка.
2016 год стал для нас очень важным и знаменательным еще по нескольким причинам. В этом году мы приступили к внедрению и использованию EFB (Electronic Flight Bag). Мы стали первым из российских коммерческих бизнес-операторов, получивших одобрение EASA по Part TCO, которое позволяет авиакомпаниям третьих стран осуществлять коммерческие полеты в европейском воздушном пространстве.
Получили мы признание и со стороны международных авиационных кругов – авиакомпания «Меридиан» стала победителем международной премии Sapphire Pegasus. Business Aviation Award в престижной номинации Business Jet Operator. Особенно хочется отметить тот факт, что эта премия в 2016 году проходила впервые и среди номинантов были признанные мировые лидеры.
Так вот, возвращаюсь к мысли о том, что мы стали более привлекательны и интересны для заказчиков и брокеров. Считаю, что это стало следствием всех тех наших усилий и достижении, о которых я упомянул выше. Полагаю, что наша работа была замечена и оценена рынком. Теперь я с уверенностью могу сказать, что «Меридиан» – авиакомпания высокого международного уровня.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и результаты нашей работы в 2017 году только убеждают нас в этом.
В заключение хочу сказать, что я горжусь нашей командой, напряженная и слаженная работа которой и позволила нам добиться таких результатов!